Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений.

Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник.

Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны.

Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту.

Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев.

Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу.

Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки .

9

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Самая на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение.

Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей.

Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Водный транспорт многие годы используется с целью перевозки крупных грузов. Это позволяет доставлять контейнеры с продовольствием и прочими необходимыми товарами на огромные расстояния, с минимальными затратами. Наряду с этим, водный транспорт используется для пассажирских . Попробуем разобраться насколько это безопасно и какова статистика аварий водного транспорта.

Классификация происшествий

Говоря о водном транспорте, используют принятую классификацию:

  • кораблекрушение
    – полное разрушение конструкции корабля или его гибель;
  • – нахождение судна на мели более 48 часов (для пассажирского транспорта 24 часа) или частичное его повреждение;
  • аварийное происшествие
    – меньшая по продолжительности авария;
  • – кораблекрушения, повлекшие людей.

Причины возникновения аварии водного транспорта

У каждой аварии или происшествия есть свои поражающие факторы. водного транспорта выделяет основные причины происшествий на воде:

  1. Природный фактор
    – достаточно часто виновником происшествий становится стихия. Это штормы, туман, лед. Сюда также относят и столкновение судна с пролегающими на пути следования айсбергами, подводными скалами.
  2. Человеческий фактор
    – ошибки при проектировании, последующей эксплуатации. К могут привести неверные капитанские решения или ошибочные действия членов экипажа, халатность при проведении плановых технических осмотров и ремонтов, перегруз свыше допустимой нормы.

Особенности катастроф на водном транспорте

Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей:

  • скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
  • задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
  • незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
  • отсутствие спец. техники для эвакуации и тушения на начальном этапе;
  • затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
  • организация поисков останков на больших площадях;
  • необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки.

Виды оповещения при судовых авариях

Существует три общепринятых на всех судах сигнала тревоги:

  1. Общесудовая тревога.
  2. Человек за бортом.
  3. Шлюпочная тревога.

В чем опасность и как защититься

Последствия аварии на суднах различны, самым серьезным является гибель . Причины:

  • паника среди пассажиров;
  • переохлаждение;
  • утопление;
  • различные травмы;
  • ожоги;
  • отравления;
  • жажда;
  • голод;
  • недостаточное количество спасательных средств.

Отмечается также и возникновение на месте катастрофы воронки, затягивающей на дно все, что оказалось в зоне ее действия. Не менее опасно для акватории разлитие нефтепродуктов при крушении крупных нефтеналивных судов. Под угрозой оказываются семейства рыб, растений и млекопитающих. При такой техногенной катастрофе экосистеме наносится непоправимый ущерб.

Защититься от последствий аварий на воде можно при соблюдении установленных правил поведения на судне, а также строгого следования установленным указаниям при использовании водного транспорта.

Профилактика ЧС на водном транспорте

Основные правила безопасного поведения должны быть известны каждому, кто шагнул на борт корабля. Их соблюдение поможет в случае возникновения ЧП быстро сориентироваться и принять верное решение.
Правила
высадки с судна в шлюпки:

  • покидать корабль нужно только по команде капитана судна;
  • право первыми воспользоваться спасательными шлюпками принадлежит детям, женщинам, раненым, пожилым людям;
  • перед посадкой в шлюпку, желательно как следует утеплиться (большое количество одежды предохранит от переохлаждения). Без спасательного жилета вход на шлюпку запрещен;
  • по возможности, с собой необходимо взять теплые одеяла, питьевую воду, еду. Не помешает также аварийное радио;
  • при отсутствии другого выхода и необходимости прыгать в воду нужно выбирать места не выше 5 метров от водной глади. Одной рукой необходимо крепко держаться за спасательный жилет, а второй плотно закрыть нос и рот.

Правила поведения в лодке:

  • чтобы сохранить тепло пострадавшим рекомендуется держаться как можно ближе друг к другу, а также выполнять физические упражнения;
  • желательно не мочить ноги. Для предотвращения их отека рекомендуется регулярно двигать ногами;
  • питье изначально нужно предлагать раненым и больным (из расчета 0,5 литра воды в сутки на взрослого человека). Морскую воду пить нельзя;
  • спасательные шлюпки должны держаться вместе, неподалеку от места крушения;
  • использовать дымовые шашки можно только при наличии возможности заметить их спасательной группе. Применение нескольких шашек одновременно запрещено.

Что делать при пребывании в воде? Правила поведения:

  • чтобы сохранить тепло нужно совершать минимум движений. Рекомендуется сгруппироваться: руками следует обхватить грудную клетку, как можно выше подняв бедра;
  • сигналы спасательной группе принято подавать путем поднятия руки. Также можно привлекать внимание свистком;
  • если отсутствует спасательный жилет, то нужно ухватиться за любой плавающий по близости предмет;
  • поза отдыха – лежа на спине.

Статистика аварий на водном транспорте

По статистике самым безопасным видом транспорта признан железнодорожный. На 2 месте по самолеты. Самым опасным транспортом признаны мотоциклы и мопеды (на их долю приходится 20% на дорогах). Остальные сведения статистики представлены на диаграмме:

Читайте также:  Система страхования банков: защита имущественных интересов

Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тыс.

судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки).

Каждый день в акваториях пребывают 30 тыс. судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн человек.

Статистика аварий водного транспорта по данным Регистра судоходства Ллойда, содержит информацию касательно ежегодной гибели 300–400 судов и авариях на 8 тыс. суден. Количество человеческих жертв также ужасает. Ежегодно при крушениях водного транспорта погибают свыше 200 тыс. человек по всему миру. Крупнейшие катастрофы за 2011–2016 годы в мире:

Дата Место катастрофы

Количество жертв


2.05.2011
Конго 100

Источник: https://www.namvd.ru/avarii-na-vodnom-transporte-klassifikaciya-prichiny/

Какой вид транспорта самый безопасный

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами.

Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом.

Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет.

А вот статистика падений пассажирских самолетов дает несколько другие результаты.

В мире существует несколько методик подсчета смертности в разных видах транспорта. Наиболее точная и распространенная — соотношение погибших на отрезок пройденного пути. Отправной точкой принято считать 100 млн миль (160 млн километров).

Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.

Авиационный транспорт

Аэрофобы, специально для вас: самолет – самый безопасный вид транспорта, статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек.

Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек.

Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов.

Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты.

Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться.

Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Железнодорожный транспорт

По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км.

Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь.

При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как Индия, где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

Статистика аварий водного транспорта: причины происшествий

Автомобильный транспорт

На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.

Аварийные посадки: видео, показывающее, что даже из самых сложных ситуаций есть выход.

07.10.2019

Пожалуйста, оцените, была ли статья вам полезна!    (31

Источник: http://turvopros.com/samyiy-bezopasnyiy-vid-transporta-statistika/

Аварии на водном транспорте

авария транспорт дорожный происшествие

Водный транспорт — транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.

Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Как пример катастрофы на водном транспорте можно привести крушение теплохода «Булгария». Двухпалубный теплоход «Булгария» затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена.

Крушение произошло из-за нарушения правил безопасности движения водного транспорта.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованны.

Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место. Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а «безусловно опасным» считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация.

84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% — что очень опасны. Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% — как безопасный. А самый популярный вид транспорт — автомобильный — оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% — опасным. Статистика утверждает обратное.

Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта. В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте.

Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс. По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях.

Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения. Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна.

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть. Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны.

Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых.

В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту.

Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%. В 2012 году в российских авиакатастрофах погибло всего 57 человек.

На фоне статистики авиакатстоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2012 год произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 991 человека, а 258 618 получили ранения (официальная статистика ГИБДД). Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати, космический туризм, не смотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет.

Источник: https://studbooks.net/510186/bzhd/avarii_vodnom_transporte

Самый безопасный вид транспорта

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованы.

Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место.

Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а «безусловно опасным» считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация. 84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% — что очень опасны.

Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% — как безопасный.

А самый популярный вид транспорт — автомобильный — оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% — опасным.

Статистика утверждает обратное. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.

В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс.

По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения.

Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна (статистика авиакатастроф).

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть.

Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту.

Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых.

В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту (как выжить при авиакатастрофе).

Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%. 

На фоне статистики авиакатастоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2009 год произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 получили ранения.

Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати, космический туризм, несмотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет.

Источник: https://www.tutu.ru/2read/thinking/safe_transport/

Транспортные аварии — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Русских И.С. 1 1 Пермский государственный медицинский университет им. Акад. Е.А.Вагнера
Транспортная авария – авария на транспорте, которая влечет за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Из года в год в России наблюдается тенденция к росту количества легковых автомобилей из-за неоспоримого удобства данного средства передвижения, также многие активно используют общественный транспорт. К сожалению, число пострадавших в ДТП так же растет. Ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

Именно поэтому тема транспортных аварий является крайне актуальной на сегодняшний день. На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четвери грузовых перевозок. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около миллиона двухсот тысяч человек.

Немалая доля пострадавших приходится и на Россию. В России на долю транспорта приходится около 8% ВВП; в этой отрасли хозяйства занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России.

дорожно-транспортное пришествие
1. Абрамов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. 2013 г. — 365с.
2. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А.

Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. — М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. — 208 с.
3. Захарова, А. Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях / А.Е. Захарова. — М.: Мир автокниг, 2011 г. — 80 c.
4. Калюжный, Е.А. Михайлова, С.В. и др.

, Безопасность жизнедеятельности. АГПИ, 2012 г. — 316с.
5. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, — М.: Инфра М, 2004 г. – 84с.

Все люди, независимо от возраста, места жительства, социального статуса, пользуются различными видами транспортных средств. Но не все считают, что современный транспорт-это зона повышенной опасности.

Специфика современного транспорта заключается в его высокой насыщенности энергией. Наименее экономичными видами транспорта являются трамваи, троллейбусы, метро и железнодорожный транспорт. [4]

Самый опасный вид транспорта — наземный. За последние несколько десятилетий количество аварий, связанных с пассажирскими перевозками, значительно возросло.

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «потенциально опасных» районах планеты, а именно: в Китае, Индии, Латинской Америке. В первую очередь это связано с высокой плотностью населения страны.

Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия — не исключение. Однако, так или иначе, транспорт занимает весьма важное место в хозяйстве и экономике любой страны.

В России на долю транспорта приходится около 8% ВВП; в этой отрасли хозяйства занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России. [1]

Из года в год в России наблюдается тенденция к росту количества легковых автомобилей из-за неоспоримого удобства данного средства передвижения, также многие активно используют общественный транспорт.

К сожалению, число пострадавших в ДТП так же растет. Ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

Именно поэтому тема транспортных аварий является крайне актуальной на сегодняшний день.

  • Общие сведения о транспортных авариях
  • Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде [3].
  • Если рассматривать транспорт как систему, то она включает в себя:
  • Автомобильный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Железнодорожный транспорт
  • Водный транспорт, который подразделяется на морской и внутренний водный транспорт
  • Городской общественный транспорт
  • Промышленный транспорт
  • Трубопроводный транспорт

Виды транспортных аварий

ЧС на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя.

Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе.

Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четвери грузовых перевозок. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около миллиона двухсот тысяч человек. Немалая доля пострадавших приходится и на Россию [5].

Дорожно-транспортное происшествие-происшествие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге, в результате которого погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения или причинен иной материальный ущерб.

Первый зарегистрированный несчастный случай в истории-это инцидент, произошедший 30 мая 1896 года в Нью-Йорке. Суть аварии заключалась в том, что электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвелин Томас, которая отделалась переломом ноги [5].

Основные механизмы возникновения повреждений:

  • От прямого удара транспортного средства;
  • От общего сотрясения тела;
  • От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • От трения различных поверхностей тела человека и части транспортного средства или дорожного покрытия [4].

Виды повреждений при ДТП:

  • 57% — ушибы, ссадины;
  • 50% — переломы.
  • 100% — ушибы, ссадины;
  • 87% — переломы;
  • Более 42% — разрывы внутренних органов.

Ушиб — закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница).

  1. Ссадина — это повреждение тех или иных слоев эпидермиса или эпителия слизистых оболочек, в некоторых случаях повреждается и сосочковый слой дермы.
  2. Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.
  3. Разрывы внутренних органов — механические повреждения мягких тканей и внутреннихорганов с нарушением их анатомической целостности [3].
  4. Анатомо-функциональные области, повреждаемые при ДТП:
  • 91% — голова;
  • 56,9% — нижние конечности;
  • 41,5% — грудная клетка;
  • 26,6% — таз;
  • 22,4% — верхние конечности;
  • 20% — брюшная полость.

ЧС на авиатранспорте

Воздушный транспорт — самый быстрый вид транспорта. Основной сферой применения воздушного транспорта являются пассажирские перевозки на расстояния свыше тысячи километров. Грузовые перевозки также осуществляются, но их доля очень мала. Скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почта в основном перевозятся воздушным транспортом [1].

  • В силу специфики способа транспортировки, воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его использование в качестве грузового транспорта.
  • Аварии делятся на катастрофы, аварии и поломки.
  • Под авиационным происшествием понимается несчастный случай, повлекший гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное уничтожение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
  • Авиационная катастрофа — инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.
  • Авиационная катастрофа — инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.
  • Авиационная поломка — инцидент, при котором воздушное судно повреждено, а его ремонт невозможен [2].
  • Анализ катастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:
  • Ошибки человека – 50-60%;
  • Технические нарушения – 15-30%;
  • Влияние внешней среды – 10-20%;
  • Другие (невыясненные) – 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются следующим образом:

  • Разгон воздушного судна – 18%;
  • Приземление воздушного судна – 25%;
  • Посадка воздушного судна – 16%.
  1. Величина и структура санитарных потерь:
  2. 80-90% санитарных потерь
  3. 50% тяжелые повреждения
  4. Виды повреждений:
  • Механические травмы – 90%;
  • Комбинированные повреждения – 10%;
  • Сочетанные повреждения – 20%;
  • Черепно-мозговые травмы – 40-60%;
  • Шок – 10%.

Раненые при авиапроисшетсвии нуждаются в:

  • Наложении повязок – 40%;
  • Обезболивании – 50%;
  • Транспортной иммобилизации – 30%;
  • Эвакуации на носилках – 80%.

ЧС на водном транспорте

Водный транспорт является самым дешевым и самым старым видом транспорта. Он работает на естественном пути и, следовательно, не требует огромных капитальных вложений в строительство и техническое обслуживание своего пути, за исключением каналов.

Стоимость эксплуатации водного транспорта также очень мала. Он имеет самую большую пропускную способность и наиболее подходит для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния.

Он сыграл очень важную роль в сближении различных частей мира и является незаменимым элементом внешней торговли [5].

Виды водного транспорта:

  • внутренний водный транспорт
  • морской транспорт

Внутренний водный транспорт.

  • Реки — это естественный водный путь, который может быть использован в качестве транспортного средства. Они подходят как для небольших лодок, так и для больших заграждений. Речной транспорт играл очень важную роль до развития современных средств наземного транспорта. Их значение постепенно снижается за счет более надежных и дешевых транспортных услуг, предлагаемых железными дорогами.
  • Каналы представляют собой искусственные водные пути, предназначенные для орошения или судоходства, или для того и другого. Канальный транспорт требует огромных капиталовложений в строительство и содержание его трассы, т. е. искусственных водных путей. Таким образом, стоимость перевозок по каналам выше, чем стоимость речных перевозок. Добавим к этому, что стоимость обеспечения водой каналов также является очень большой проблемой канального транспорта.
  • Озера могут быть либо естественными, как реки, либо искусственными, как каналы.
  • Преимущества внутреннего водного транспорта:
  • 1. Низкая стоимость
  • Реки — это естественная магистраль, которая не требует никаких затрат на строительство и техническое обслуживание.
  • 2. Большая мощность
  • Возможность перевозки больших количеств тяжелых и громоздких товаров.
  • 3. Гибкий сервис
  • Возможность более гибкого обслуживания, чем железные дороги.
  • 4. Безопасность
  • Риски аварий и поломок при этом виде транспорта минимальны по сравнению с любым другим видом транспорта.
  • Недостатки внутреннего водного вида транспорта:
  • 1. Медленный
  • Скорость внутреннего водного транспорта очень низкая и поэтому этот вид транспорта непригоден там, где время является важным фактором.
  • 2. Ограниченная зона деятельности
  • Его можно использовать только на ограниченной территории, которая обслуживается глубокими каналами и реками.
  • 3. Сезонный характер:
  • Реки и каналы не могут эксплуатироваться для транспортировки в течение всего года.
  • 4. Ненадежный:
  • Иногда река меняет свое русло, что приводит к нарушению нормального хода торговли.
  • 5. Непригодный для малого бизнеса:
  • Морской транспорт.

Морской транспорт является незаменимым для внешней торговли. Он сблизил различные части мира и объединил все народы мира в один большой мировой рынок. Он работает на естественном треке, т.е. море и не требует никаких инвестиций в строительство и обслуживание своей трассы. Это, очевидно, самый дешевый вид транспорта.

Преимущества морского транспорта:

  1. Работает на естественной трассе, поскольку море обеспечивает готовое «дорожное полотно» для судов, чтобы плыть. Следовательно, он не требует огромных капитальных вложений в строительство и содержание своей трассы.
  2. Благодаря гладкой поверхности моря для его эксплуатации требуется сравнительно меньшая тяговая мощность, что приводит к меньшей стоимости эксплуатации. Таким образом, это самый дешевый вид транспорта.
  3. Имеет самую большую пропускную способность по сравнению с любым другим транспортом.
  4. Риск повреждения груза при транзите также меньше по сравнению с другими видами транспорта. Но товары подвергаются воздействию «морских опасностей».
  5. Это единственный подходящий вид транспорта для перевозки тяжелых и громоздких грузов в отдаленные места.

К основным причинам ЧС на водном транспорте можно отнести:

  • Морскую стихию;
  • Поломку техники;
  • Ошибочные действия человека.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

  • кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
  • авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов);
  • аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
  • катастрофа – кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой гибель людей [1].

Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей и особенностей:

  • Скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
  • Задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
  • Незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
  • Отсутствие специальной техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
  • Затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
  • Организация поисков останков на больших площадях; необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки [1].

Библиографическая ссылка

Русских И.С. ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19811 (дата обращения: 10.12.2019).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19811

Глава 1. ЧС на водном транспорте

       “Положение о порядке расследования аварий на морских судах” предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.        Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

       Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна — 24 ч).        Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

        К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

       Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем.

Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек.

При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте.

По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек.

Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.   В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий.

       Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 году примерно 80% всех судов на Земле достигнут своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тыс.

лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов.

На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

      Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации.

Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними.

Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

    К столкновениям могут привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях, а также влияние “человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д.

Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев — и к затоплению. Так, 31 августа 1986 г. произошло столкновение теплохода “Адмирал Нахимов” и сухогруза “Петр Васев” вблизи г. Новороссийска, причиной которого стала несогласованность действий экипажей. В катастрофе погибли 423 человека.

— 10 апреля 1991 г. — в районе г. Ливорно (Италия) паром “Мобипринс” столкнулся с танкером “Аджин Аббуццо”. Погибли 140 человек. — 14 мая 1994 г. — в проливе Ла-Манш столкнулись тайваньский контейнеровоз и Панамское грузовое судно. Контейнеровоз получил серьезные повреждения, и с него в море упала часть груза с токсичными веществами.

Команду судна эвакуировали.

— 21 мая 1994 г. — у берегов Японии столкнулись японское торговое судно и Панамский сухогруз. Лишь благодаря счастливой случайности удалось избежать загрязнения окружающих вод ядовитой каустической содой, находившейся на японском судне.

       Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. — 15 февраля 1979 г. — в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту.

Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней. — 23 мая 1988 г. — в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074″ и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана.

Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва. — Февраль 1945 г.

— взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды). — 1955 г. — взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены. — 29 октября 1955 г.

— в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была. — 12 ноября 1965 г. — вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул.

Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа. — 17 мая 1988 г. — пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.

       За поспедние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер «Бритиш Трент» 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом.

В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс т нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г.

панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы — из его резервуаров вылилось около 16 тыс т. нефти.

      К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. — 6 декабря 1917 г. — в порту г. Галифакса (Канада) произошел самый сильный неядерный взрыв за всю историю человечества.

При маневрировании в проливе Тэнарроус произошло столкновение французского транспортного судна “Монблан” с норвежским грузовым пароходом “Имо”. На борту “Монблана” находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Над городом поднялся двухмильный гриб дыма.

Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Обломки “Монблана” разбросало в радиусе 12 миль от места взрыва. Погибли 1963 человека, более 2 тыс. человек пропало без вести, было ранено около 9 тыс.

человек, 500 человек лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тыс. человек остались без крова.

Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода. — Январь 1982 г. — китайская дизельная подлодка во время ходовых испытаний налетела на подводную скалу. Произошел взрыв гремучего газа. Погибли 17 человек, были ранены 20 человек. — 16 февраля 1985 г. — советский теплоход “Михаил Лермонтов” из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу у берегов Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа обеспечили спасение всех пассажиров.

— 27 апреля 1994 г.-в 50 км от г. Волгограда по причине столкновения с опорой моста получил пробоину и сел на мель танкер ТН-624.

       Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям.

Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера “Глобе Асимили” и танкера “Экссон Валдиа”, напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г.

В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

       Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки. — Январь 1981 г. — затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”.

Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек. — Апрель 1989 г. — в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели.

Число жертв составило 42 человека.

— Ноябрь 1995 г. — в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

       Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов. — Январь 1981 г.-на р. Жари близ г. Макони (Бразилия) из-за перегрузки перевернулся пароход-паром. На пароме, рассчитанном на 150 человек, находилось почти 500 пассажиров с различными грузами. Погибло более 300 человек.

— 28 сентября 1994 г. — в Балтийском море перевернулся и затонул автопассажирский паром “Эстония». В штормовую погоду по неустановленной причине был открыт носовой люк-визир, через который в судно хлынула вода. Погибло более 900 человек.

      Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими остойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет. — 15 июня 1931 г. — под сильным ветром накренился, лег на борт и затонул французский пароход «Сен-Филибер». Число жертв катастрофы — 437 человек.

-26 января 1953 г. — во время тушения пожара на лайнере “Эмпресс оф Канада» в Ливерпульском порту (Великобритания) вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Жертв не было. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

      К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил навигации. Так. 5 июня 1983 г. на р. Волга вблизи г. Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода “Александр Суворов», направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

       Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами. — Май 1986 г.-на р.

Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек. — 2 сентября 1993 г.

— в Южной Атлантике в одиннадцатибалльный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск» Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.

— Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник». Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек.

спаслось около 500 человек. “Титаник» был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля.

Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

    Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта. — Июнь 1980 г. — неосторожное обращение рабочих с огнем вызвало взрыв в трюме судна на северной судоверфи в г. Гданьске (Польша). Погибли 8 человек, были ранены 19 человек.

— 1 февраля 1994 г. — на крейсере “Адмирал Горшков», находившимся на ремонте в г. Мурманске, произошел прорыв паропровода. В результате 6 человек погибли. 3 были госпитализированы.

       Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

       Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами. — 5 мая 1994 г. — в штате Тамилнад (Индия) перевернулась и затонула лодка.

в которой совершали прогулку по озеру около 50 школьниц в возрасте от 9 до 12 лет. Удалось спасти только 6 девочек.

Источник: http://www.gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch149_sailcrash.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector