Статистика перевозок: оценка работы основных видов транспорта

Определение 1

Транспортная статистика представляет собой такую статистическую отрасль, которая занимается изучением явлений и процессов, происходящих на транспорте.

Объект изучения транспортной статистики – транспорт, другими словами совокупность предприятий различных форм собственности, производственные процессы которых состоят в перевозке пассажиров и грузов.

Главная задача работников транспортной отрасли состоит в своевременном качественном и полном удовлетворении потребностей государства в перевозках, а также в повышении экономической эффективности.

Транспорт является связующим звеном всех экономических отраслей, способствует рациональному размещению производств и применению природных ресурсов, позволяет укреплять хозяйственные и культурные связи регионов внутри страны и с другими странами.

Предметом исследования статистики транспорта являются экономические процессы и явления массового характера, которые происходят на транспортных предприятиях и представляют собой результаты транспортного процесса и факторы его реализация в конкретное время и в конкретном месте.

Статистика перевозок: оценка работы основных видов транспорта

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При помощи системы показателей статистики можно определить объемы, структуру, динамику и взаимосвязь факторов и результатов процесса производства. Таким образом, статистика позволяет придать взаимосвязям и закономерностям в развитии транспортной отрасли количественное выражение.

  • Методология статистических исследований представляет собой совокупность правил и специальных методов и приемов статистического анализа.
  • Основной формой наблюдения является текущая сплошная и готовая отчетность, в некоторых случаях – перепись и специальное обследование как сплошное, так и выборочное.
  • В статистике транспорта применяются специфические методы количественного освещения явлений, которые заключаются в трах стадиях проведения исследования:
  1. На первой стадии проводится научно организованное массовое наблюдение, при помощи которого определяются первичные данные об отдельных единицах транспортной сферы.
  2. На второй стадии группируется и обобщается полученный материал.
  3. На третьей стадии статистические показатели обрабатываются и анализируются результаты для составления выводов.

Показатели статистики транспортной сферы

Чтобы наиболее полно охарактеризовать развитие транспортной отрасли страны, Росстатом была сформирована система статистических показателей, разделенных на четыре группы:

  1. Объем предоставленных транспортных услуг;
  2. Наличие, состояние и использование материально-технической базы транспортной сферы;
  3. Наличие трудовых ресурсов и их материальная обеспеченность;
  4. Финансовые результаты.

Результатом работы транспортной отрасли является общий объем выполненных грузовых и пассажирских перевозок.

Объемы грузовых перевозок характеризуют перевозку грузов и грузооборот, структуру грузовых перевозов и т.п.

При исследовании пассажирских перевозок основными показателями являются количество перевезенных пассажиров за определенный временной период и пассажирский оборот по различным видам общественного транспорта. Пассажирооборот отражает количество перевезенных пассажиров при учете расстояния.

Особое внимание в транспортной статистике уделяется исследованию транспортной материально-технической базы. С этой целью изучается количество подвижного состава, возрастная структура, техническая оснащенность всех видов путей сообщения.

Анализ трудовых ресурсов транспорта включает характеристику средней численности занятых в данной сфере, фонда заработной платы и др.

Эффективность финансовой, производственной и инвестиционной деятельности различных видов транспорта можно описать при помощи системы финансовых показателей, которая включает: размер и структуру затрат на осуществление перевозок, себестоимость перевозок, размеры и структуру прибыли, тарифа на перевозку, показатели платежеспособности и т.д.

Информация о развитии транспортной системы государства, а также результаты международных сопоставлений как правило отражаются в периодических изданиях органов государственной статистики. Вместе со статистикой общегосударственного уровня ведется статистика на уровне министерств, объединений, предприятий, т.е. ведомственная статистика.

Главной задачей ведомственной статистики является обеспечение информацией, которая характеризует выполнение планов внутри фирмы, наличие резервов повышения транспортных услуг у предприятия. Чтобы выполнить данную задачу в статистике определяются качественные и объемные показатели по перевозке пассажиров и грузов за определенный период.

Суть статистики транспорта состоит в исчислении статистических показателей, описывающих различные стороны хозяйственной деятельности компаний транспортной сферы и их анализе, для предоставления управляющим органам всесторонней характеристики управляемого объекта, т.е. в целом всей транспортной отрасли.

Статистика безопасности различных видов транспорта

По статистике самым опасным видом транспорта является мотоцикл, на втором месте находится велосипед, а на третьем – автомобили и маршрутные такси.

Самым безопасным видом транспорта во всем мире остается авиация.

В России так же, как и во всем мире безопасным транспортом являются самолеты. В 2016 году в результате авиакатастроф погибло более 350 человек, а аварии на дорогах унесли жизни более 20 тысяч человек.

Разбившихся мотоциклистов на дорогах России около 23% от общего количества погибших. На автотранспорт приходится 31%, на пешеходов – 22%, на велосипедистов – 5%, на прочих участников движения – 19%.

Замечание 1

Сравнивая смертность на транспорте в России с другими странами, например, с США, Великобританией и Италией, можно отметить, что в нашей стране данные показатели выше примерно в 15 раз.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_statistika/statistika_transporta/

Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

  • Кафедра  Социально-Экономической
  •  Статистики 
       
  • Курсовая 
    работа
  • на  тему:
  • «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ»
  • по дисциплине
  • «Макроэкономическая статистика» 
          
          
      
  • Москва 
    – 2011 
  • Содержание 
  • Введение……………………………………………………………….3 

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические 
основы методов, используемых для его 
статистической характеристики. 

1.1 Система 
показателей  ……………………………………….4 

Глава 2. Статистический анализ деятельности  транспорта общего пользования. 

2.1.  Анализ перевозок груза по видам транспорта общего

        пользования…………………………………………….………12

2.2.  Анализ грузооборота по видам транспорта

        общего пользования………………………………………..…19

    2.3. Анализ 
    перевозок пассажиров по видам транспорта общего        пользования……………………………………..23
    2.4.  Анализ 
    пассажирооборота по видам транспорта 
    общего пользования …………………………………………………….26 

Заключение……………………………………………………………30 

Список 
литературы…………………………………………..………32 
      
      
    

Введение 

      Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.

Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

      Транспорт является важным связующим звеном в 
экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.

      Развитие 
рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более 
тесной координации работы всех видов 
транспорта между собой. Переход 
на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

      Целью данной курсовой работы является анализ деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования, исследование и характеристика данных показателей по видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный), их изменение в период с 2000 по 2009 гг..   
   

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • осуществить анализ аналитических показателей деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования с помощью методов общей теории статистики;
  • представить наглядное изображение фактических и аналитических показателей деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования;
  • сделать выводы по проведенным расчетам и дать характеристику деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования.

 

  1.      Объектом исследования является деятельность грузового и пассажирского транспорта и ее результаты.
  2.      Предметом исследования выступают статистические показатели, характеризующие деятельность транспорта, закономерность их изменения 
    за изучаемый период.
  3.      Информационной базой послужил официальный портал Федеральной службы государственной статистики.

     Тема 
данной курсовой актуальна, так как 
транспорт, в особенности грузовой, очень важен для развития экономики 
любой страны, а так же для ее социально-политической стабильности.  Статистический анализ деятельности транспорта помогает выявить дальнейшие перспективы  его развития, составить прогноз по улучшению деятельности транспорта.  

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики. 

  • 1.1 Статистика транспорта и характеристика
  •       исследуемых показаний.  
  •      Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

     Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.

К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

     Транспорт необщего пользования (ведомственный) — транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своей организации.1

     Статистика 
транспорта
– это одна из отраслей экономической статистики.

     Объект 
ее изучения

транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров.

По характеру 
работы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятия транспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди других отраслей экономики, с которыми он неразрывно связан.

От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения.

Связывая все отрасли экономики в единое целое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов и размещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных и культурных связей между регионами страны и другими странами.

Транспорт является одним из крупнейших потребителей некоторых видов продукции: металла, топлива, леса, электроэнергии. Такие отрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производство автомобилей, судостроение, авиационная промышленность целиком работают для удовлетворения потребностей транспорта.

  Для характеристики результатов и факторов, их обусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей.2

Читайте также:  Статистика детей сирот: учет лиц оставшихся без попечения родителей

     Статистический 
показатель
– это величина, адекватно характеризующая реальный процесс или явление во времени и пространстве. При этом количественная определенность связана с качественным своеобразием.

     Система показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенные стороны явления.

     При конструировании системы статистических показателей исходят из основных положений социально-экономической 
теории и принципа диалектического 
метода познания.

     Статистика должна перевести экономические категории и понятия в статистические показатели. Например, продукция грузового транспорта — это экономическая категория, а объем перевезенного груза и грузооборот – система показателей для характеристики этой категории.

     Статистика 
транспорта расчленяется на составные 
части:

  • отраслевой признак;
  • тематический признак.

     По 
отраслевому признаку в ней выделяются статистики отдельных видов транспорта:

  • железнодорожного;
  • автомобильного;
  • трубопроводного;
  • морского;
  • внутреннего водного;
  • воздушного.

 

    По 
    тематическому признаку:
  • статистика перевозок грузов и пассажиров;
  • статистика основного и оборотного капитала;
  • труда;
  • производственных затрат и финансовых результатов;
  • инвестиций и инноваций.

Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются:

  • статистика перевозок грузов и пассажиров;
  • статистика главнейшей части основного капитала – транспортных средств и путей сообщения (транспортных терминалов).

     Единицей 
наблюдения
в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

  • дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспортах;
  • коносамент и манифест – на морском транспорте;
  • путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;
  • сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок 
грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность 
всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

  • объемные (суммарные);
  • качественные.

     К объемным показателям статистики перевозок 
грузов относятся:

  • отправлено (отправление) грузов;
  • прибыло (прибытие) грузов;
  • перевезено (перевозка) грузов;
  • перевезено в прямом смешанном сообщении грузов;
  • объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

 

      
Грузооборот
представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

     Перевезено 
грузов (объем перевозок 
грузов)
— количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок.

Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем «отправлено (отправление) грузов», конечный момент — показателем «прибыло (прибытие) грузов».

Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель «перевезено (перевозка) грузов», который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки.

Источник: https://www.stud24.ru/statistics/statisticheskij-analiz-gruzovyh-i-passazhirskih/238910-700993-page1.html

Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования

Статья посвящена рассмотрению статистических данных о различных видах общественного транспорта.

В ней мы выбрали для рассмотрения несколько наиболее часто используемых видов и детально разобрав и изучив историю каждого из них, смогли дать свои предположения о изменениях, предложенных в статистических таблицах, смогли высказать преимущества и недостатки того или иного транспорта. Закончив работу, мы провели системный анализ статистики, описанной ранее лишь в таблицах, проанализировали динамику пассажирских перевозок общественным транспортом.

В современном мире активно развиваются различные виды транспорта. В статье приведем данные по транспорту общего пользования.

Транспорт общего пользования- это транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения [1].

А именно, отметим перевозку пассажиров (Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта и видам сообщения. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиропоездка.

Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково или по моменту приобретения билета, или по моменту отправления транспортного средства. Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

Данные по перевозке пассажиров приведены с учетом пассажиров, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда [1]) различными видами транспорта, такими как: железнодорожный, автобусный, троллейбусный, метрополитен и воздушный.

Начнем системно анализировать данные с железнодорожного вида транспорта (1992г-2372 млн человек (в дальнейшем млн ч), 2000г-1419 млн ч., 2005г-1339 млн ч., 2010г-947 млн ч., 2011г-993 млн ч., 2012г-1059 млн ч., 2013г-1080 млн ч., 2014г-1076 млн ч., 2015г-1025 млн ч.) [2].

В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог в России, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования, самих вагонов. Как мы видим на период с 1992 по 2010 идет спад в использовании железнодорожного транспорта, это может быть связано с развитием воздушного транспорта (1992г-63 млн ч., 2000г-23 млн ч., 2005г-37 млн ч.

, 2010г-59 млн ч., 2011г-66 млн ч., 2012г-76 млн ч., 2013г-86 млн ч., 2014г-95 млн ч., 2015г-94 млн ч.) [2].

Железными дорогами в России пользуются в основном для поездок в ближайшие города столицы (в Подмосковье) и очень редко для поездок в другие странны.

Например, поезд Москва-Владивосток идет в среднем 6 дней, а расстояние между городами 6 416 км, поезд Москва-Берлин проводит в пути около 1 дня, а расстояние между городами 1 796 км, в то время как воздушный транспорт- самолет Москва-Владивосток идет 8 часов и Москва-Берлин 3 часа (без пересадок).

По последним статистическим данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики на 2015 год протяженность путей сообщения железных дорог составляет 86 тыс. км. С 1992 по 2015 год, данные практически не изменялись, за исключением 1992 года они составляли 88 тыс. и 2005- 85 тыс. [3].

А если говорить о безопасности данного вида транспорта, то число происшествий начиная с 1994 года, где оно составляло 34 значительно уменьшилось на 2015 год, где составило 15, за этот период в 21 год было две точки минимума в 2010 и 2012 году, где число происшествий было равно единице [4].

Воздушный вид транспорта имеет подъем по предложенным данным на всем представленном периоде ведения статистики, это обуславливается тем, что крупнейший авиаузел России — Московский _ отправляет ежегодно около 15 млн пассажиров, тогда как главные авиаузлы Европы, США, Восточной Азии отправляют по 25–110 млн пассажиров в год. На рынке авиаперевозок действуют более 260 авиакомпаний, из них 85 — в государственной и муниципальной собственности; 150 авиакомпаний выполняют полёты на международных линиях [5].

Такой вид транспорта имеет ряд преимуществ, такие как высокая скорость, составляет порядка 800 км/ч, спрямление пути, что значительно уменьшает время в пути и возможность использования в таких районах, где отсутствует другой вид транспорта. Сейчас люди все чаще используют именно этот вид транспорта, совершая длинные поездки.

Если говорить о воздушном виде транспорта, как о безопасном, то тут могут возникнуть трудности с ответом. По данным ФСГС (Федеральной службы государственной статистики) с 1994 по 2015 год число происшествий колебалось от 12 до 58 (1994г-59, 2000г-17, 2005г-12, 2010г-24, 2011г-38, 2012г-38, 2013г-30, 2014г-38, 2015г-41) [4].

Но мы видим, что все же, сравнивая с ж/д транспортом, этот является менее безопасным, но значительно быстрым.

Далее поговорим о трамвайном и троллейбусном видах транспорта. Статистические данные по ним, отличаются лишь на несколько сотен, а то и десятков из года в год. Для большей наглядности предлагаем рассмотреть точную статистику трамвайного вида транспорта: 1992г-8071 млн ч., 2000г-7421 млн ч., 2005г-4123 млн ч., 2010г-2079 млн ч., 2011г-2004 млн ч., 2012г-1928 млн ч.

, 2013г-1629 млн ч., 2014г-1551 млн ч., 2015г-1478 млн ч. [2]. Мы видим, что с каждым последующим периодом количество перевезенных пассажиров уменьшается. Рассмотрим троллейбусный транспорт: 1992г-8619 млн ч., 2000г-8759 млн ч., 2005г-4653 млн ч., 2010г-2206 млн ч., 2011г-2152 млн ч., 2012г-2051 млн ч., 2013г-1735 млн ч., 2014г-1803 млн ч., 2015г-1616 млн ч. [2].

Такой упадок в потребности данных видов транспорта может быть вызван неудобством проведения электропроводов и строительстве дорогостоящих трамвайной линии.

Но и есть главное преимущество у таких видов транспорта — это сохранение воздуха, при отсутствии продуктов сгорания.

Но все-таки в сравнении с автобусным или автомобильным транспортом, они имеют четкий неизменный маршрут по ходу следования линий электропередач.

Протяженность путей сообщения трамвайных путей из года в год уменьшалась, по итогу вышло, что с 1992 года (3,1 тыс. км) по 2015 год (2,5 тыс. км) изменение было равно 600 км. Чего нельзя сказать о троллейбусных линиях, их протяженность увеличилась с 4,6 тыс. км до 5, 3 тыс. км [3].

В статистике числа городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское пассажирское сообщение можно проследить туже тенденцию, число городов, использующих трамвайный вид транспорта, уменьшилось с 70 до 62, а троллейбусный напротив увеличилось с 86 до 88, имея пик в 2005 году, составляющий 90 городов [6].

Выше упоминалось об автобусах. Приведем статистику функционирования этого вида транспорта. Она имеет вид: 1992г-24874 млн ч., 2000г-23001 млн ч., 2005г-16374 млн ч., 2010г-13434 млн ч., 2011г-13305 млн ч., 2012г-12766 млн ч., 2013г-11587 млн ч.

, 2014г-11554 млн ч., 2015г-11523 млн ч. [2].

Читайте также:  Ипотека для молодых специалистов: порядок оформления кредита

Перевозки пассажиров автобусами уменьшается, это может быть связано с развитием рынка автомобилей, который в наши дни уже настолько огромен, что имеющий машину, редко пересаживается на общественный транспорт.

Также существует междугородний автобусный транспорт, который в основном следует в ближайшие населенные пункты или же в отдельные страны. У пассажиров появилась возможность за низкую цену с комфортом добраться до пункта назначения.

Также преимуществом является возможность провоза багажа в специальном багажном отделении, чтобы он не мешал в салоне. Число городов и поселков, использующих автобусы в качестве общественного транспорта за последние 24 года увеличилось почти на 300 [6].

Протяженность путей сообщения автомобильных дорог увеличилась с 1992 года на 1 тыс. километров, это связано с развитием наземного транспорта, в особенности автомобильного [3].

Также хотелось бы обратить внимание на такси и привести анализ его использования. Рассмотрим статистические данные по легковому такси 1992г-266 млн ч., 2000г-16 млн ч., 2005г-6 млн ч., 2010г-30 млн ч., 2011г-27 млн ч., 2012г-29 млн ч., 2013г-31 млн ч., 2014г-22 млн ч.

, 2015г-27 млн ч.[2]. Мы можем заметить быстрый спад после 1992 года, предположительно это связано с началом пользования автомобилями. С наступлением 21 века у людей появилась возможность приобретать автомобили. Это послужило одной из причин спада использования такси.

Но, тем не менее, такси имеет свою актуальность, так как в наше время в такси создаются максимально комфортные условия пользования.

В наше время вызвать такси не составляет труда, можно даже отслеживать, насколько оно близко к той или иной точке, также можно четко создать маршрут и определить его стоимость.

Следующий вид транспорта, который будет рассмотрен в исследовании это метро. Статистика перевоза пассажиров гласит: 1992г-3567 млн ч., 2000г-4186 млн ч., 2005г-3574 млн ч., 2010г-3294 млн ч., 2011г-3351 млн ч., 2012г-3446 млн ч., 2013г-3491 млн ч., 2014г-3437 млн ч., 2015г-3336 млн ч. [2].

Общее количество за последние года не менялось белее чем 1 млн человек.

Метрополитеном всегда пользовались, потому что этот вид транспорта один из самых рациональных, под землей нет пробок, благодаря этому можно более точно рассчитать время в пути, а также со временем строятся новые станции, которые увеличивают площадь затрагиваемых метро районов и увеличивают протяженность путей.

С 1992 года по конец 2015 года длина рельс под городами увеличилась с 367 тыс. км до 517 тыс. км, растя с годами в среднем на 10-30 тыс. [3].

Число городов с метро в России с 2005 года составляет 7, ранее было 6, последней присоединилась Казань, в список которых входят: Москва (с 1935г), Санкт-Петербург (с 1955г), Нижний Новгород (с 1985г), Новосибирск (с 1986г), Самара (с 1987г), Екатеринбург (с 1991г), Казань (с 2005г соответственно) [4].

А сейчас все исследуемые выше данные, которые мы подвергли анализу вставим в таблицу для более наглядного примера.

Транспорт 1992 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Железнодорожный 2372 1419 1339 947 993 1059 1080 1076 1025
Воздушный 63 23 37 59 66 76 86 95 94
Трамвайный 8071 7421 4123 2079 2004 1928 1629 1551 1478
Троллейбус 8619 8759 4653 2206 2152 2051 1735 1803 1616
Автобус 24874 23001 16374 13434 13305 12766 11587 11554 11523
Такси 266 16 6 30 27 29 31 22 27
Метрополитен 3567 4186 3574 3294 3351 3446 3491 3437 3336

Следовательно, анализируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что приоритетные виды транспорта меняются с развитием и появлением новых способов передвижения, развития логистики, ее структур, систем и элементов в мире [7-9] и России [10,11].

Каждый из них имеет свои специфические преимущества по сравнению с другими, но также имеют и ряд недостатков.

Представленные для публикации результаты исследования получены в научной школе кафедры логистики в соответствии с ее тематикой и методологией научных исследований [12-16].

Источник: https://novainfo.ru/article/9185

Статистика на транспорте (на примере водного транспорта)

  • 10.1 Основные направления статистического анализа отчетных данных по перевозкам грузов.
  • 10. 2. Понятие о централизованных и нецентрализованных формах федерального статистического наблюдения. Источники официальной статистической информации на водном транспорте.
  • Для характеристики транспортной системы Росстат сформировал систему статистических показателей, которые подразделены на четыре блока: показатели объема выполненных транспортных услуг; показатели наличия, состояния и использования материально-технической базы транспорта; показатели наличия трудовых ресурсов и их материального обеспечения и показатели финансовых результатов.
  • Рассмотрим основные направления анализа первого блока показателей, которые характеризуют объем и качество оказанных транспортом услуг, на примере перевозок грузов.
  • Основными задачами статистики перевозок грузов являются:
  • 1. Определение объемных и качественных показателей по перевозкам грузов. Группировка показателей перевозок по различным признакам.
  • 2. Оценка выполнения плана по перевозкам.
  • 3. Характеристика ритмичности выполнения плана.
  • 4. Изучение направлений грузопотоков, межрайонных связей, подготовка информации для составления транспортных балансов.
  • 5. Качество транспортных услуг
  • 6. Анализ динамики объема перевозок грузов, выявление общей тенденции развития, изучение сезонной неравномерности.
  • 1. Определение объемных и качественных показателей по перевозкам грузов.
  1. Группировка показателей перевозок по различным признакам.
  2. Система объемных показателей по грузовым перевозкам включает показатели «отправлено грузов», «прибыло грузов» и «грузооборот».
  3. К качественным показателям перевозок грузов относятся: средняя дальность перевозки 1 т груза, средняя густота (плотность) перевозок, средняя продолжительность (время) доставки и средняя скорость продвижения грузов (последние два показателя определяются, главным образом, для железнодорожного транспорта на основе выборочных наблюдений).
  4. Средняя дальность перевозки 1 т груза определяется по видам грузов и рассчитывается по формуле:
  • ЕС/ — объем грузооборота в тонно-километрах (тонно-милях на морском транспорте);
  • ЕС — объем перевозок, т.
  • Средняя густота (плотность) перевозок представляет собой количество груза, проследовавшего через участок водных путей, железных или автомобильных дорог за год (или другой отрезок времени). Средняя густота строится на основе шахматных таблиц, отражающих межпристанскую (межстанционную) корреспонденцию грузов; она определяется по формуле:

ЕС/ — грузооборот в тонно-километрах;

/э — общая эксплуатационная длина участков, км.

Показатели перевозок грузов группируются по видам сообщения, родам грузов, территориальному признаку, грузоотправителям и т.п.

  1. Наличие функциональной зависимости между грузооборотом и определяющими его факторами (средней дальности перевозки 1 т груза и объем перевезенного груза) позволяет определять абсолютное и относительное изменения за счет каждого фактора в отдельности.
  2. Изменение грузооборота определяется индексом —
  3. 1Т±, Г7- средняя дальность перевозки 1 т груза, соответственно в текуп /.г периодах, км;
  4. С объем перевезенного груза, соответственно в текущем и базисно г.

Абсолютное изменение грузооборота под действием отдельных факторов:

а) изменения средней дальности перевозки 1 т груза

Относительное изменение за счет каждого фактора: а) средней дальности перевозки 1 т груза

б) количества перевезенных тонн

Относительное влияние факторов определяется в тех случаях, когда оба фактора действуют однонаправленно.

2. Оценка выполнения плана по перевозкам Оценка выполнения плана по перевозкам включает оценку выполнения плана в целом по транспортному предприятию и его подразделениям, по клиентуре и договорным обязательствам, номенклатуре грузов, грузообороту.

Оценка выполнения плана по перевозкам включает определение процента выполнения плана по всем объемным показателям в трех вариантах:

вф — фактический объем перевозки за отчетный месяц;

Спл — плановый объем перевозки на отчетный месяц.

б) выполнение плана по нарастающему итогу с начала года (за два месяца, за три месяца и т.д.) —

  • 1^(У1Ф фактический объем перевозок за / месяцев отчетного года;
  • 1^(^1ПЛ — плановый объем перевозок за / месяцев отчетного года,

где

в) выполнение годового плана нарастающим итогом —

где

11251?/П — плановый объем перевозок за год (за 12 месяцев).

Л

Такой метод контроля обеспечивает своевременное вскрытие неиспользованных резервов. При анализе выполнения плана целесообразно использовать графические изображения, что позволяет сделать данные более выразительными, облегчает их обобщение и анализ.

В такой же последовательности осуществляется контроль за выполнением плана по номенклатуре грузов, грузообороту.

Процент выполнения плана по грузообороту необходимо сопоставлять с процентом выполнения плана по объему перевозок. Более высокий процент выполнения плана по грузообороту объясняется увеличением среднего расстояния перевозки 1т груза по сравнению с планом, более низкий-уменынением среднего расстояния перевозки.

Выполнение плана договорных обязательств в целом по предприятию выполняется по формуле:

  • где
  • Спл м перевозок по каждому грузоотправителю в соответствии с юм;
  • выполненный объем перевозок по каждому грузоотправителю в ствии с договором.

3. Характеристика ритмичности выполнения плана.

Только при ритмичной работе достигается выполнение плана по перевозкам при наименьшей их себестоимости и обеспечивается нормальная, равномерная работа предприятий, обслуживаемых транспортом (строительных организаций, промышленных предприятий и др.). Ритмичность работы предприятий транспорта означает постоянное на всем протяжении месяца выполнение плана-графика по перевозкам.

Контроль за ритмичностью выполнения плана может проводиться по отправлению и погрузке, прибытию и выгрузке грузов, по объему выполненных перевозок и грузообороту. Для этого используются плановые и отчетные данные за каждый день; на их основе исчисляется фактический процент выполнения месячного плана. Его сравнивают с тем, который должен быть при ритмичной работе.

При оперативном контроле за ходом выполнения плана можно использовать графические изображения — линейные диаграммы, на которые наносят плановые и фактические данные за каждый день. Сопоставление линии, отражающей фактический размер показателя, с линией планового размера позволяет судить о ритмичности работы.

Для количественной оценки ритмичности перевозок, которая необходима для сравнения ритмичности работы предприятия в разные периоды, а также для сравнения предприятий по уровню ритмичности, можно использовать коэффициент ритмичности:

  1. где
  2. в 'ф — фактический объем перевозок за каждый день, но не выше объема планового задания;
  3. впл~ плановый объем перевозок за каждый день.
  4. Чем ближе значение показателя к 100%, тем ритмичнее работа предприятия или его подразделения.
Читайте также:  Статистика приговоров помогает улучшать судебную систему

4. Изучение направлений грузопотоков, межрайонных связей, подготовка информации для составления транспортных балансов.

Изучение грузопотоков осуществляется группировкой по территориальному признаку. Строятся шахматные таблицы с использованием данных об отправлении и прибытии грузов. Данные шахматных таблиц позволяют определить:

  • — объем отправлений;
  • — густоту перевозок по участкам;
  • — среднюю густоту перевозок по направлениям.

Определение грузопотоков необходимо для построения транспортных балансов (баланса ввоза и вывоза) по конкретным районам (республикам, краям, областям и т.д.).

Транспортный баланс — это система показателей, характеризующих отправление и прибытие грузов всем транспортом (или каким-то отдельным видом транспорта) по районам (республикам, краям, областям и т.д.) за год. Он разрабатывается на основе данных о межрайонных и внутрирайонных перевозках всех грузов и отдельных важнейших видов.

Схема баланса выглядит следующим образом:

Баланс считается:

  • — положительным, когда размер отправлений превышает размер прибытия;
  • — отрицательным, если размер отправлений меньше размера прибытия;
  • — нулевым, когда размер отправлений равен размеру прибытия.

По данным баланса можно определить удельный вес каждого вида транспорта по ввозу, вывозу, и внутрирайонным перевозкам.

5. Качество транспортных услуг

Для потребителей транспортных услуг — грузоотправителей и грузополучателей большое значение имеет качество предоставляемых услуг. К важнейшим показателям качества транспортных услуг относятся: выполнение плана по договорным обязательствам; время и скорость доставки груза; обеспечение сохранности грузов.

Обеспечение сохранности грузов контролируется по числу поступивших претензий с указанием числа мест и веса потерянного груза и его стоимости. Показатели сопоставляются в динамике.

6. Анализ динамики объема перевозок грузов, выявление общей тенденции развития, изучение сезонной неравномерности.

Контроль за выполнением плана перевозок за какой-либо один период еще недостаточен для оценки работы предприятия и выявления неиспользованных резервов, поэтому изучение динамики перевозок и грузооборота имеет практическое значение.

Интенсивность развития перевозок характеризуется абсолютными и относительными показателями динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста (или близкие по смыслу показатели: темп роста или темп прироста), абсолютная величина 1% прироста. Перечисленные показатели можно считать с постоянной или переменной базой сравнения.

Для характеристики интенсивности развития за длительный период времени рассчитываются средние показатели динамики: средний уровень ряда (у) :

где

Ху — сумма всех уровней временного ряда за исследуемый период; п — число уровней ряда.

  • ХА — сумма всех последовательных цепных абсолютных приростов;
  • УъУп » соответственно первый и последний уровни временного ряда.
  • средний коэффициент роста (Кр):

средний темп роста (Тр)

средний темп прироста (Тп):

Определенное значение для совершенствования перевозочной деятельности предприятия имеет выявление общей тенденции развития перевозок за длительный период.

Для этой цели целесообразно использовать метод аналитического выравнивания. Выравнивание может проводиться по прямой, параболе второго порядка и более высокого порядка, экспоненте, гиперболе и др. функциям.

Полученные тренды служат базой для прогнозирования.

Не менее важной задачей статистики является выявление сезонных колебаний (сезонной волны). Сезонные колебания это достаточно устойчивые внутригодичные колебания, когда из года в год в одни месяцы уровень изучаемого явления повышается, а в другие месяцы понижается.

Сезонные колебания вызываются различными факторами, в том числе и природно-климатическими. Сезонные колебания отрицательно сказываются на экономических показателях работы предприятия, так как ведут к неполному использованию подвижного состава, оборудования, неравномерному использованию трудовых ресурсов.

Их анализ необходим для улучшения оперативного планирования перевозок.

Наличие сезонных колебаний выявляют с помощью графического метода. Обычно используют линейные диаграммы, на которые наносят данные о среднесуточном объеме перевозок по месяцам не менее чем за три года.

Сезонная волна (сезонные колебания) измеряется с помощью индексов сезонности.

Если среднегодовой уровень перевозок из года в год остается относительно неизменным, то индексы сезонности определяются по формуле:

  1. где
  2. у, — средняя из фактических суточных уровней одноименных месяцев;
  3. % — общая суточная средняя за исследуемый период.
  4. Если объем перевозок имеет тенденцию к изменению (год от года уменьшается или увеличивается), то индексы сезонности определяются по формуле:
  • где
  • у, — средняя из фактических суточных уровней одноименных меся- цев;
  • ~уо — средняя из сглаженных (выравненных) суточных уровней одноименных месяцев (сглаживание производится с помощью 12-ти месячной скользящей средней).
  • Таким образом, главным содержанием статистики перевозок является определение показателей, характеризующих объем транспортных услуг и их комплексный анализ, который дает управляющим органам необходимую информацию для принятия взвешенных, обоснованных решений.

Источник: https://studref.com/406868/ekonomika/statistika_transporte_primere_vodnogo_transporta

Грузооборот по видам транспорта

Грузооборот — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

  • Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
  • Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.
  • Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.
  • Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

  1. · дорожная ведомость — на железнодорожном и речном транспорте;
  2. · коносамент и манифест — на морском транспорте;
  3. · путевой лист и товарно-денежная накладная на товар — на автомобильном транспорте;
  4. · сопроводительная ведомость — на воздушном транспорте.
  5. Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
  6. 1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы — грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

  • К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
  • · среднее расстояние перевозки в 1т груза;
  • · средняя густота перевозок 1т груза;
  • · средняя продолжительность перевозки 1т груза;
  • · средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества.

Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт — в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт — при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

  1. В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).
  2. Таблица 4.
  3. Грузооборот по видам транспорта за 2009-2013 год.
2009 2010 2011 2012 2013
Транспорт всего: 2607 4408 6122 3688 3638
В том числе:
Железнодорожный 1672 2316 2523 1214 1373
Автомобильный 116 241 299 156 160
Трубопроводный 243 1087 2575 1899 1916
Морской 412 534 508 326 122
Воздушный 2,2 2,6 1,6 2,5 2,6

Источник: https://studbooks.net/2434193/tehnika/gruzooborot_vidam_transporta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector