Культурный туризм — разновидность познавательного отдыха

  • Сегодня в
    международном туризме помимо традиционного
    культурно-познавательного туризма в
    практику уже вошли или входят следующие
    подвиды культурного туризма:
    культурно-исторический, культурно-событийный,
    культурно-археологический,
    культурно-этнографический,
    культурно-этнический, культурно-религиозный,
    культурно-антропологический,
    культурно-экологический и другие
    подвиды.
  • Следует уточнить
    специфическое
    содержание указанных подвидов культурного
    туризма
    :
  • – культурно-исторический
    (интерес к истории страны, посещение
    исторических памятников и памятных
    мест, тематических лекций по истории и
    других мероприятий);
  • – культурно-событийный
    (интерес к старинным традиционным или
    современным постановочным культурным
    мероприятиям или «событиям» (праздникам,
    фестивалям) и участие в них;
  • – культурно-религиозный
    (интерес к религии или религиям страны,
    посещение культовых сооружений, мест
    паломничества, тематических лекций по
    религии, знакомство с религиозными
    обычаями, традициями, ритуалами и
    обрядами);
  • – культурно-археологический
    (интерес к археологии страны, посещение
    памятников древности, мест раскопок,
    участие в археологических экспедициях);
  • – культурно-этнографический
    (интерес к культуре этноса (народа или
    народности), объектам, предметам и
    явлениям этнической культуры, быту,
    костюму, языку, фольклору, традициям и
    обычаям, этническому творчеству);
  • – культурно-этнический
    (посещение родины предков, знакомство
    с культурным наследием своего исконного
    народа, этнических заповедных территорий,
    этнических тематических парков);
  • – культурно-антропологический
    (интерес к представителю этноса в
    развитии, с точки зрения эволюции;
    посещение страны с целью знакомства с
    современной «живой культурой»);
  • – культурно-экологический
    (интерес к взаимодействию природы и
    культуры, к природно-культурным
    памятникам, посещение природно-культурных
    ансамблей, участие в культурно-экологических
    программах).
  • Данные тенденции
    диверсификации культурно-познавательного
    туризма демонстрируют расширение
    спектра мотиваций в рамках культурного
    туризма и специализацию интересов
    международных путешественников по
    различным аспектам культур и культурного
    наследия посещаемых ими стран и
    территорий.
  • В новом контексте
    глобальной миссии культурно-познавательного
    туризма как фактора и инструмента
    сближения народов, предотвращения
    конфликтности и нетерпимости, воспитания
    уважения и толерантности и исходя из
    понятия культуры как «творения артефактов,
    исторически первородных и уникальных
    навсегда», а также как «спектра творческих
    актов осознанно инновационных, исторически
    определенных и открытых друг другу как
    в синхронном, так и диахронном историческом
    пространстве-времени»культурный
    туризм развивается сегодня в трех
    взаимосвязанных и взаимодополняющих
    направлениях:
  • 1) познание культуры
    и культурного наследия,
  • 2) охрана и возрождение
    культуры,
  • 3) диалог культур.
  • То есть культурному
    туризму присущи сегодня три
    основные гуманитарные функции
    :
  • 1) культурно-познавательная
    и образовательная,
  • 2) культуроохранная
    и консервационная,
  • 3) коммуникационная
    и миротворческая.

Манильская
декларация

по мировому туризму от 10 октября 1980г.
провозгласила следующее: «…Туризм
понимается как деятельность, имеющая
важное значение в жизни народов в силу
непосредственного воздействия на
социальную, культурную, образовательную
и экономическую области жизни государств
и их международных отношений.

Развитие туризма
связано с социально-экономическим
развитием наций и зависит от доступа
человека к активному отдыху и отпуску
и его свободы путешествий в рамках
свободного времени и досуга, глубокий
гуманитарный характер которых он
подчеркивает. Само существование туризма
и его развитие полностью зависят от
обеспечения прочного мира, в укрепление
которого он призван внести свой вклад».

«При практике
туризма духовные ценности должны
преобладать над элементами материального
и технического характера. Такими
основными духовными ценностями являются
следующие:

  1. полное и гармоничное развитие человеческой личности;

  2. постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

  3. равные права в определении своей судьбы;

  4. освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

  5. признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

  1. В этих тезисах
    отражены одни из основных функций
    туризма, как одной из составляющих жизни
    общества.
  2. Этим определяются
    основные
    потребности человека

    в культурно-познавательном туризме.
  3. В основе
    культурно-познавательного туризма
    находится знакомство
    с историко-культурными достопримечательностями
    и уникальными природными объектами
    ,
    что способствует духовному развитию
    человека, его самосовершенствованию.
  4. Немаловажную роль
    играет и природная
    любознательность человека
    ,
    туристский интерес в постижении чего-то
    нового, неизведанного.

Имеют место здесь
и современные условия жизни общества:
научно-технический прогресс коренным
образом изменил жизнь современного
общества.

Характерными ее особенностями
являются повышение интенсификации
труда, автоматизация и компьютеризация
производства, увеличение стрессовых
ситуаций на работе и в быту, анонимность
городской жизни и изоляция от природы.

Все это способствует накоплению в
человеке усталости физического и
психологического характера, что ведет
к снижению жизненной и трудовой
активности.

Туризм (въездной,
выездной, внутренний
)
как многоплановая и активная форма
отдыха способствует полному
и всестороннему обновлению сил и
внутренних ресурсов человека
,
затраченных на производстве и в быту.
Он предоставляет возможность временно
покинуть место постоянного проживания,
изменить характер деятельности, привычную
обстановку и образ жизни.

  • Таким образом, все
    эти факторы способствуют развитию
    культурно-познавательного туризма, как
    одного из основных видов туристской
    индустрии.
  • Вопросы для
    групповой рефлексии:
  • Какие из объектов
    историко-культурного потенциала
    Республики Беларусь являются наиболее
    привлекательными для культурно-познавательного
    туризма?
  • Вопросы для
    самостоятельного изучения:
  1. Организационные формы культурного туризма.

  2. Программный специализированный туризм.

Тема эссе:
«
Ожидания
от туристической поездки»

Темы рефератов:

  1. Организационные формы культурного туризма.

  2. Современные виды культурно-познавательного туризма.

Контрольные
вопросы:

Источник: https://studfile.net/preview/5410547/page:16/

Культурно-познавательный туризм как один из основных видов в современной туристической деятельности

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным.

По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика».

Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма.

Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные.

Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные — совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам.

К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

  • Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:
  • — профессиональный, основанный на профессиональных контактах;
  • — специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;
  • — неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;
  • — сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.
  • В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:
  • · памятники истории,
  • · памятники археологии,
  • · памятники градостроительства и архитектуры,
  • · памятники искусства,
  • · документальные памятники.
  • К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
  • Памятники археологии — это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
  • К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.
  • Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.
  • Наконец, документальные памятники — это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

  1. · посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;
  2. · участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.
  3. Формы культурно-познавательного туризма:
  4. — культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.
  5. -если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим.

Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран.

Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

  • Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.
  • К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:
  • -возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);
  • -повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата ;
  • -создание новых рабочих мест;
  • -обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.
  • Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.
  • К основным из которых относится:
  • • конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;
  • • коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками , бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;
  • • способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;
  • • способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).
Читайте также:  Статистика квартирных краж: данные мвд о преступлениях

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим.

Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.

) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений.

Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста — экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми.

Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом.

Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b5931.html

Культурно-познавательный туризм в контексте туристской деятельности

В настоящее время в России происходят фундаментальные изменения в общественном самосознании. Это связано с формированием новой национальной идеи, определяющей смысл государственности и целеполагания социума. Национальная идея формируется на основе восприятия исторических реалий и их экстраполяции в современных условиях.

В первую очередь, важным считается глубокое знание и понимание истории государства, особенно в отношении материальной культуры. Изучение материальной культуры подразумевает понимание идентификации народа, его самобытности, независимости и закономерностей развития. Туризм развивает общение между людьми и позволяет приобщиться к культурным ценностям того или иного региона.

Определение туризма является основополагающим в данной работе. Оно сформулировано в Российском законодательстве.

Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания.[1]

Туризм выполняет социально-гуманитарные и социально-экономические функции. К социально-гуманитарным относятся функции, связанные с развитием уровня культуры общества и изменения его социальных характеристик. Социально-экономические функции связаны со влиянием отрасли на экономические показатели региона и интеграцией отрасли народного хозяйства в общественную деятельность.

  • К социально-экономическим относятся следующие функции:
  • -создание рабочих мест посредством развития предприятий туризма;
  • -привлечение инвестиций в регион посредством внедрения инновационных проектов и развития объектов туристской инфраструктуры;
  • -развитие инфраструктуры региона, в том числе транспортной, предприятий сервиса, а также специализированных производств.
  • К социально-гуманитарным относятся следующие функции:
  • -просветительная подразумевает распространение различных общих знаний среди широкого круга потребителей;
  1. -познавательная функция подразумевает приобретение новых знаний и расширение кругозора потребителей
  2. -образовательная способствует повышению уровня специализированных знаний среди различных целевых групп;
  3. -коммуникационная функция является предметом создания коммуникационных каналов и обмена информационными потоками между различными группами населения

-оздоровительная функция выполняет опосредованное воздействие на состояние здоровья потребителей, поскольку совокупность природно-экологических факторов некоторых туристских дестинаций способно оказывать оздоровительное воздействие на организм человека.[26, с.10.]

  • Виды туризма дифференцируются в зависимости от того, на какой сфере деятельности сконцентрировано внимание при организации объекта дестинации. Можно выделить следующие виды туризма:
  • -спортивный-на основе проведения спортивных мероприятий;
  • -экотуризм-на основе использования неизмененных природных ландшафтов и естественных методов хозяйствования;
  • -культурный- на основе историко-культурных ресурсов территории
  • -событийный- основанный на проведении тематических мероприятий;
  • -религиозный-на основе деятельности культовых центров и объектов;
  • -рекреационный- узко ориентированный на отдых потребителя.

Таким образом, сопряжение функций и видов дает четкую характеристику направления туризма. В данном случае, культурно-познавательный туризм представляет собой направление, основанное на историко-культурных ресурсах территории и выполняющее познавательные функции.

Это туристические поездки и путешествия в различные историко-культурные дестинации с познавательными целями, основанные на получении разнообразных знаний по различным направлениям. [26, с.11] «Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования».

[19] Это очень важно в современном обществе, особенно при формировании гражданского общественного сознания. Современный уровень развития инфраструктуры и технологий позволяет выйти культурно-познавательному туризму на качественно-новый уровень и привлечь новых потребителей. [18, с.

35] В сознании рядового потребителя до сих пор остается стереотип советских времен об «унылости» и «неинтересности» экскурсионного приобщения к истории народных промыслов и культурных объектов. Модернизация отрасли позволяет разрушить эти стереотипы и наполнить культурно-познавательный туризм новым смыслом.

Изучение культурного наследия – это не только получение энциклопедических знаний о творениях архитекторов и художников. Это народные промыслы, обычаи, традиции, приобщение к которым можно сделать увлекательным и захватывающим.

В советское время существовал сдвиг приоритетов при формировании турпродукта и функционировании туристских объектов. В приоритете находилась научно-исследовательская работа на имеющихся базах (музеях, выставочных центрах, исследовательских институтах).

В итоге, экскурсионная и просветительская функция по важности находилась на последнем месте, и сотрудники занимались общением с посетителями по остаточному принципу. Таким образом, было сформировано негативное видение музейной педагогики потребителем.

С негативным видением до сих пор происходит малопродуктивная борьба. Поскольку несколько поколений российского населения воспринимали культурно-познавательный туризм как «обязаловку» в отрыве от реальной жизни, подрастающее поколение тоже не в состоянии получить от старших поколений объективную оценку данного вида туризма и приобщаться к нему самостоятельно.

Мало того, старшее поколение не может сориентировать младшее сделать выбор в пользу изучения отечественной культуры как интересного явления мирового масштаба.

Иностранные потребители всегда испытывали интерес к российской культуре, но, для отечественного потребителя этот интерес является в настоящее время неестественным, поскольку не сформирована заинтересованность в получении этих знаний.

Культурно-познавательный туризм — это туристические поездки и путешествия с познавательными целями.

Культурно познавательный туризм подразумевает большое число видов туристической деятельности, раскрывающей отличительные признаки той или иной дестинации: — ее культурно — историческое наследие, природное богатство, этнические, этнографические и археологические особенностей, проведение культурно-массовых мероприятий.

Характерной особенностью культурно-познавательного туризма является именно образовательный или познавательный аспект. В основе культурно-познавательного туризма лежит потребность человека в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии, почему сегодня стали появляется совершенно новые туристские направления: фототуры, милитари-туры, винные, кулинарные и пр.

  1. Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма, где турист может не только провести время с целью отдыха, а почерпнуть для себя новую информацию, узнать, увидеть, понять.
  2. Подвидами культурно-познавательного туризма являются:
  3. -культурно-исторический (посещение исторических памятников, изучение исторического наследия дестинации, посещение лекций по истории дестинации и других мероприятий)
  4. -культурно-событийный (посещение традиционных или постановочных мероприятий или событий (праздники, фестивали) с познавательными целями и участие в них;
  5. -культурно-религиозный (интерес к религии и религиозным объектам, посещение объектов культа, паломничество, изучение религиозных обычаев, традиций и обрядов, посещение лекций по религиозной тематике);
  6. -культурно-археологический (изучение памятников древности, раскопок, участие в экспедициях);

-культурно-этнографический (изучение культурных особенностей того или иного этноса, его обычаев и культуры, особенностей быта, традиций, обрядов, интерес к фольклору и языку этноса и т.д.);

  • -культурно-этнический (изучение культурного наследия своего народа, интерес к истокам его культуры, обычаев и традиций, посещение тематических этнических парков);
  • -культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);
  • -культурно-экологический (посещение природно-культурных памятников и ансамблей, изучение их с точки зрения взаимодействия культуры и природы, участие в тематических программах на стыке культуры и природы).

Основные виды и подвиды культурно-познавательного туризма представлены в наглядной схеме на рисунке 1.1 .



Источник: https://infopedia.su/6xa264.html

Культурный туризм. Культурно-познавательный туризм в России, определение, нормативно-правовой статус

На современном этапе ведущую роль среди основных видов туризма играет культурный туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний, в повышении интеллектуального уровня. Развитие культурного туризма — один из приоритетов XXI века. По разным оценкам культурный туризм составляет до 35% и даже 60% мирового потока туристов.

По мнению специалистов, возникновение культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда данное понятие отражало сложившуюся к тому времени практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств.

Дети аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников, с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В XIX в. понятие культурного туризма использовалось применительно к купцам, которые путешествовали не только с коммерческими целями, но и для расширения кругозора.

В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма культурный туризм приобрел новое значение.

Исследователи рассматривают феномен современного культурного туризма с различных позиций.

Одни ставят во главу угла проблемы управления и финансирования культуры (и уже отсюда выстраивают переход к культурному туризму как к новому импульсу в развитии культуры и реальному источнику ее финансовой поддержки), другие авторы подходят к культурному туризму как к одному из видов туризма, в наибольшей степени использующему потенциал территории.

Теоретики предлагают объединять все определения культурного туризма в два основных подхода: технический и концептуальный.

Технический подход основан на описании ресурсов культурного туризма, территории, привлекающей потоки культурных туристов.

Концептуальный подход, напротив, стремится описать мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных дестинаций их желанием узнать что-либо новое о них.

Некоторыми авторами предпринимается также попытка определения культурного туризма исходя не из описания потребляемых ресурсов и не из мотиваций самих туристов. Главным аспектом выступает результат, получаемый культурным туристом, т.е. культурные впечатления.

Культурный туризм в соответствии с данным подходом может быть определен как туризм созданный, предложенный и потребленный в виде суммы некоторых культурных впечатлений.

ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов».

В Хартии по культурному туризму Международного совета по памятникам и объектам культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов».

Хартия характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера…, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи».

В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» культурный туризм определяется как вид международного туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, с обычаями, традициями в стране пребывания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исходная цель культурного туризма — знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения).

Важно отметить, что культурный туризм в современном обществе является фактором сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности.

Читайте также:  Статистика строительства: количество новых зданий, дорог и мостов

Поэтому культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

  • 1) познание культуры и культурного наследия;
  • 2) охрана и возрождение культуры;
  • 3) диалог культур.
  • По мнению теоретиков, в современном обществе культурный туризм выполняет следующие функции:
  • — культурно-познавательную,
  • — образовательную,
  • — культуроохранную,
  • — консервационную,
  • — коммуникационную,
  • — миротворческую.
  • Специалисты различают следующие подвиды культурного туризма:
  • — культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);
  • — культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным культурным постановочным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);
  • — культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций о религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);
  • — культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);
  • — культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);
  • — культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, посещение этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);
  • — культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);
  • — культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).
  • Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

Ресурсы культурного туризма — материальные формы и духовные компоненты прошлой и настоящей культуры разных народов, удовлетворяющие духовные потребности туристов, вызывающие интерес и мотивацию к путешествию.

Спектр ресурсов культурного туризма огромен: природные ресурсы, этнокультурное разнообразие, религия, художественное искусство и скульптура, народные промыслы, музыка и танцевальное искусство, объекты историко-культурного наследия, места археологических раскопок, фестивали и т.д.

Продуктом культурного туризма является потребительский комплекс, включающий совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом, с обязательным включением ресурсов культурного туризма.

Услуга культурного туризма — это полезная деятельность туристской организации по удовлетворению культурных потребностей туриста.

Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов.

При этом все больший приоритет на мировом рынке культурного туризма отдается регионам с самобытной и уникальной культурой, пока еще не освоенным широким кругом потенциальных потребителей туристских услуг.

Привлекательность туристского направления для развития культурного туризма зависит от таких факторов, как культурные характеристики страны и ее регионов; природная красота и климат; инфраструктура и доступность территории; уровень цен и др.

Инфраструктура культурного туризма — совокупность материально-вещественных элементов культуры и туризма, обеспечивающих возможность для туристов познавать культуру в ее подлинности. В современном обществе можно говорить об индустрии культурного туризма.

Маршруты культурного туризма необычайно разнообразны. Миллионы путешественников ежегодно посещают столицу Франции — Париж, который имеет заслуженную славу города-музея. Туристов неизменно привлекают Эйфелева башня и Лувр, Триумфальная арка и Собор Парижской Богоматери, многочисленные дворцы, замки, храмы, музеи и театры.

Любители музыки со всего мира приезжают в австрийскую столицу — Вену, которую нередко именуют городом великих композиторов. Здесь жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус… Многочисленные туристские маршруты пролегают по городам Германии.

Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн и другие города будто соревнуются между собой по обилию достопримечательностей и памятников многовековой культуры: замков и дворцов, соборов и монастырей, музеев и выставок. Чрезвычайно притягательны греческие Афины — самая старая столица в Европе, колыбель западной цивилизации, центр культуры и искусства античного мира.

Чехия известна туристам как «Центр Европы», страна старинных замков и дворцов, а Прага- как один из красивейших городов Европы. Любителей мистики ожидают на родине зловещего графа Дракулы в румынском городе Брашов.

Россия, представляя собой полиэтническое и поликультурное пространство, традиционно является признанным во всем мире центром культурного туризма. Уникальное сочетание культурно-исторических и природных ресурсов российских регионов делает страну притягательной как для внутренних, так и для иностранных туристов.

Всемирно известный центр культурного туризма — Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в состав которого входят три города — Владимир, Суздаль (в котором свыше 100 памятников русского зодчества ХIII-ХIХ вв.) и Гусь-Хрустальный; поселок Боголюбово и село Кидекша, развиваются практически все разновидности культурного туризма.

Культурно-исторический туризм связан с историей Северо-Восточной Руси (заповедник находится на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества; туристы знакомятся с историческими памятниками периода древнерусских князей (Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского); Суздаль — стольный город Ростово-Суздальского княжества на рубеже ХI-ХII веков, Владимир — столица Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси с середины XII века).

Культурно-событийный туризм развивается на основе массовых праздников и гуляний, устраиваемых во Владимире и Суздале на Рождество и Масленицу, огромную популярность приобрел ежегодный Праздник Огурца в Суздале.

Основой культурно-археологического туризма служат раскопки в Суздальском Ополье, где археологические памятники имеют небольшой культурный слой в 30-40 см. Туристов привлекает также палеолитическая стоянка первобытного человека Сунгирь Владимирская.

Благоприятные условия для культурно-этнографического туризма создают такие объекты, как Суздальский музей деревянного зодчества, Посадский дом и Приказная изба Покровского монастыря Суздаля; село Кидекша.

Широкие возможности существуют и для культурно-религиозного туризма.

На территории заповедника множество памятников религиозной культуры: Успенский и Дмитриевский соборы Владимира; Рождественский собор, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиева, Ризположенского, Покровского, Александровского монастырей Суздаля; Храм Покрова на Нерли в Боголюбово; церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Суздаль считается старейшим христианским приходом в Северо-Восточной Руси.

Одним из перспективных центров культурного туризма в России является, например, Байкальский регион.

А базой такого развития -Республика Бурятия, которая в течение многих столетий служит своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии.

Наличие уникального озера Байкал, полиэтнический и многоконфессиональный состав населения, сочетание различньгх религий и типов культурных влияний определяют неповторимый (экзотический) облик современного историко-культурного пространства Бурятии.

Тверская область уже давно является признанным центром развития культурного туризма. Великое Тверское княжество, просуществовавшее как самостоятельное государственное образование с XIII до конца XV века, было одним из главных очагов формирования русского национального государства. До сих пор Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры (свыше 5 тысяч памятников археологии и более 9 тысяч памятников истории и культуры). На территории Тверского края находятся 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место»: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Осташков, Весьегонск, Белый, Зубцов, Калязин, Красный Холм, Ржев. На территории региона действует «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица, Берново…). В области работает самое крупное в России музейное объединение — Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят более 30 филиалов: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи. 

Культурный туризм в России не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы, культурные туры существуют.

Источник: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/kulturnyy-turizm.html

Что такое познавательные туры: основные цели, экстремальные и дайвинг-туры, познавательные путешествия по России и древним городам мира

Познавательные туры являются одним из наиболее популярных видов туризма. Они представляют собой вариант отдыха, связанный с посещением туристами различных культурных и природных объектов.

К их числу могут относиться разнообразные достопримечательности, известные исторические места или памятники архитектуры.

Зачастую познавательные и экскурсионные туры организуются в страны с большим количеством музеев, картинных галерей и выставок.

Не менее популярным является посещение различных природных объектов, которые сохранились практически в первозданном виде и не содержат следов человеческой жизнедеятельности. Такая разновидность познавательного туризма часто называется экологическим.

Еще одним распространенным подвидом познавательных туров является этнографический или исторический туризм. Его программа, как правило, содержит посещение мест или стран современного или древнего проживания различных народов, например, сооружений ацтеков, существовавших достаточно давно, или стоянки ныне живущих скотоводов из Монголии.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательные путешествия интересны тем туристам, целью которых является провести время культурно, получив дополнительную информацию, вместо банального и стандартного пляжного отдыха.

Основные цели познавательного тура

Основной задачей организации познавательных туров является посещение с целью получения новой информации различных объектов:

  • культурных достопримечательностей и центров, включая картинные галереи, музеи, выставки и театры, а также памятники архитектуры и зодчества;
  • исторических мест, связанных с развитием человеческой цивилизации (например, древних городов) или какими-либо заметными событиями или личностями;
  • сохранившихся нетронутым человеком природных территорий и ландшафтов (экологический туризм).

Также целью познавательных туров является изучение особенностей культуры и традиций разных народов и стран (этнографический туризм).

Экстремальный тур

Экстремальные туры относятся к одной из разновидностей экологического туризма. Их организация подразумевает пребывание в естественных природных условиях, в дополнение к которым осуществляются различные мероприятия, связанные, главным образом, с экстремальными видами спорта.

Это может быть альпинизм, когда в зависимости от уровня путешественников выбирается такой туристский маршрут, с которым они способны справится. Большой популярностью пользуются сплавы по рекам на плотах или катамаранах. Практически невозможно перечислить все виды экстремального туризма. Проще сказать, что их объединяет – природа и некоторая степень риска.

Дайвинг тур

Дайвинг туры с некоторой долей условности также можно отнести к разновидности экологического туризма.

Дайвинг как экстремальный вид спорта представляет собой плавание под водой с использованием акваланга, ласт и маски. При этом различают два вида туров.

Первым из них является так называемый отельный дайвинг, когда свободное от погружений время турист проводит в отеле, на пляже или посещая экскурсии в стране пребывания.

Второй вид называется дайвинг-сафари и подразумевает путешествие на яхте. Он предоставляет большую свободу передвижений, более разнообразную программу погружений и не исключает возможности захода в различные порты с целью посещения экскурсий или выполнения других туристских задач.

Туры по древним городам мира

Желание человека знать историю собственной цивилизации вполне понятно и легко объяснимо. Именно поэтому огромной популярностью пользуются туристские маршруты, предполагающие экскурсии к древнейшим городам мира. Это может быть турецкий Газиантеп, основанный более 3,5 тысяч лет до н.э., или более известный Иерусалим, священный город трех главных мировых религий.

Повышенным и постоянным спросом пользуются туры в Рим и Стамбул. Эти города не настолько древние, тем не менее, оставившие яркий след в истории человечества.

Большая часть древних поселений находилась в южных регионах, где сейчас сосредоточена значительная часть пляжных курортов.

Поэтому достаточно часто туристы выбирают комбинированный вариант, сочетающий исторические экскурсии и обычный отдых у моря.

Огромная площадь России, на которой присутствуют самые разнообразные природные территории, включая уникальные, например, озеро Байкал или долину гейзеров на Камчатке, позволяет создание различных туров, относящихся к экологическому туризму.

Кроме того, многовековая история и высокий культурный уровень развития страны привели к созданию большого исторического и культурного пространства.

В результате каждый турист может найти такой познавательный тур, который наиболее подойдет именно ему.

Ценителям искусства отлично подойдут путешествия в Москву и Санкт-Петербург, музеи, выставки и театры которых по многим параметрам просто не имеют аналогов в мире.

Интересующимся историей России можно порекомендовать знаменитые туры по Золотому кольцу, охватывающими места, где зарождалось государство.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/chto-takoe-poznavatelnye-tury/

Культурно-познавательный туризм. Классификация познавательного туризма

Введение

Подмосковье — уникальная природно-историческая территория России, которая обладает колоссальным рекреационным потенциалом. Наибольшую славу Подмосковью принесло ее культурное наследие.

Подмосковье — древняя земля, на ней сконцентрировано самое большое количество памятников истории и культуры.

В области насчитывается свыше тысячи археологических памятников, представленных селищами, городищами, курганами, хранящими память о древних племенах, населявших эту землю.

Московская земля является центром православной церкви. В области расположено 500 культовых сооружений, среди которых всемирно известные православные святыни: Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Новоиерусалимский, Николо-Угрешский монастыри и др.

Московская губерния отличалась наибольшей концентрацией дворянских усадеб. До наших дней дошли в разной степени сохранности 150 усадеб и несколько десятков усадебных парков.

Читайте также:  Ипотека в банке уралсиб: условия получения жилищного кредита

Богата область и образцами народной культуры. Московская земля исторически характеризовалась самым большим разнообразием народных промыслов и ремесел, многие из которых сохранились и поныне и являются основой сувенирной промышленности в туризме.

Многие промыслы развились в известнейшие центры декоративно-прикладного искусства (фарфорово-фаянсовое производство Гжели, Вербилок, Дулево, художественная обработка дерева и кости сергиево-посадских мастеров и Луховиц, лаковая миниатюра Федоскино и художественная обработка металла Жостова, Бронниц.)

Существенное место в историко-культурном потенциале области, занимает социально-культурная инфраструктура, которая представлена более чем 100 музеями, многочисленными выставочными галереями, центрами досуга, библиотеками, театрами, домами культуры. Наряду с художественными областями основаны уникальные военные музеи: танковых войск в Кубинке, авиации и космонавтики в Монино, в которых собраны все мировые достижения соответствующей военной техники.

Подмосковье богато и мемориальными местностями и объектами, отражающими события российской истории и жизни деятельности представителей русской культуры и исторических деятелей (Бородино, оборонительные рубежи Великой Отечественной войны, дом-музей П.И. Чайковского в Клину, С.И. Танеева в Дютькове, А. Блока в Шахматове, усадьбы Абрамцево, Мураново, Ярополец и др. живописные места Подмосковья, запечатленные на полотнах И. Леветана, В. Серова, С. Герасимова и др.

1. Культурно-познавательный 
туризм. Классификация познавательного 
туризма.  
         Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

 
        Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. 
        При выделении видов туризма по способу  передвижения международный туризм подразделяется на автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и речной.

В автомобильном туризме существует форма «караванинг» – использование автомобиля с прицепом. В морском туризме тоже есть особая форма – круизы, т.е. путешествия на судах обычно по замкнутому (или почти замкнутому) кругу, с ночлегами в каютах корабля и с короткими поездками из портов во внутренние районы тех или иных стран.

В авиационном туризме различаются рейсовые поездки и чартерные. 
         Чрезвычайно много видов выделяется в международном  туризме по основным целям путешествия.

Это познавательный, или экскурсионный, туризм (хотя, конечно, любое путешествие является в большей или меньшей мере таковым), курортный (лечебно-курортный и спортивно-курортный, просто отдых), деловой (в целях бизнеса или по поручению фирм и т.д.), религиозный, (т.е.

паломничество к «святым местам»), для посещения специальных мероприятий (конгрессов, фестивалей, выставок, спортивных состязаний и т.п.). Кроме того, выделяются групповые и индивидуальные туры, проводятся различия по классу обслуживания, характеру оплаты услуг и т.д. 

         Более подробно рассмотрим познавательный туризм – туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

Познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа.

Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. 
         Существуют две разновидности познавательного туризма: стационарные туры (с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре) и маршрутные туры (посещение нескольких центров и городов по определенному маршруту).

Программа познавательного туризма в отличие от других видов туризма насыщена экскурсионно-познавательными и культурными мероприятиями.

Размещение туристов осуществляется в гостиницах, расположенных, как правило, ближе к историческому центру города, требования к гостиницам могут колебаться от 1 до 5 звезд. 

  •           Можно выделить несколько видов познавательного туризма:
  • познавательно-деловой, 
    специализированный, 
  • неспециализированный.

      Познавательно-деловой охватывает группы людей, объединенных единой целью или профессиональными интересами.

Это могут быть инженеры, врачи, педагоги, специалисты сельского хозяйства и другие, совершающие туристские путешествия по специальным программам и маршрутам.

К ним можно отнести туристов, которые налаживают деловые контакты, ученых и специалистов, принимающих участие в работе конференций, конгрессов, съездов, ассамблей, симпозиумов, семинаров, и лиц, приехавших к родным, близким, знакомым на отдых.

      Познавательно-деловой 
туризм возник сравнительно недавно. Первыми организованными туристскими 
путешествиями познавательно-делового характера в зарубежные страны были поездки на международные ярмарки и выставки.

Поездки деловых людей возросли с расширением коммерческих рынков и постепенным ослаблением таможенных ограничений, а также благодаря возрастающей скорости транспорта и снижению транспортных расходов.

 
        Специализированный туризм. 

  1.         В данном случае туристов привлекают:
  2. известные архитектурные памятники, 
    особенности городских ландшафтов, 
  3. образа жизни наиболее известных мегаполисов.

Ознакомительные поездки в другие страны совершают  десятки миллионов людей. Так, Нью-Йорк посещают в год более 32 млн. человек.

Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро.

Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами.

  • Специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются:
  • — природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), 
    — материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), 
    — современный уклад жизни народов, 
    — современная архитектура и скульптура, 
    — градостроительное искусство, 
  • — музеи и театры.

         Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе народов.

Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории.

 
         Это, прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся  Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. 

          Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают всего понемногу. Они знакомятся с наиболее известными архитектурными ансамблями, историческими местами, произведениями искусства.

          Следует отметить, что и в России 
располагаются     памятники 
архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадьб, а также зодчество городов Золотого кольца.

Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны. 
         Удовлетворенность участников туров познавательного туризма будет выше, чем более они готовы к восприятию открывающихся перед ними культурных богатств.

Если предварительно намечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача поездки будет очень высокой.

Если же турист нацелен на общее знакомство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре.

 
        В исторических городах – центрах  туризма предусматривается формирование культурно-туристских зон – территория, используемая в целях организации экологического просвещения и знакомства с природными и культурными достопримечательностями.

Данная зона содержит, как правило, значительное число памятников природы, истории и культуры, здесь сосредоточены наиболее привлекательные для путешественников музеи, заповедники, национальные парки, ведущие систематическую научно-просветительскую, экскурсионную, консультационную работу. Зона познавательного туризма предъявляет особые требования к организации туристской деятельности (транспортное обеспечение, наличие уличных схем-указателей, киосков для продажи книжной продукции и сувениров и пр.). 

      2. Культурно-исторические 
объекты Московской области

Кремль в Зарайске

        Самым древним 
сооружением города является 
кремль. Прямоугольный в плане 
с четырьмя угловыми и тремя проездными проездными башнями, он принадлежит к немногочисленным русским «регулярным» крепостям конца XV — первой трети XVI в. Архитектура крепости, сложенной из кирпича и с внешней стороны частично облицованной белым камнем, характеризуется простотой и утилитарностью.

        Соборный комплекс 
кремля образован двумя храмами — Никольским, являющимся историческим 
ядром ансамбля, и собором Иоанна 
Предтечи, который доминирует на 
площади. Никольский собор (1681) выстроен 
по указу царя Федора Алексеевича на месте древнего памятника.

Сдержанная архитектура небольшого пятиглавого храма сочетает приемы предшествующих столетий с конструкциями и декором своего времени. Массивный собор Иоанна Предтечи (1901-1904) возведен на месте разобранной церкви в формах классицизма с ренессансными мотивами убранства.

На территории кремля сохранился редкий образец сооружений подобного назначения — городовой магистрат, поставленный в начале XIX столетия на месте, предусмотренном планом 1798 года для дома городничего и казначея.

       В XVIII — XIX вв. в 
различных частях города поднялись 
прихотские церкви, из которых 
наиболее интересны Троицкая (1776-1808) с нарядной обработкой нижнего 
пояса стен и лаконичной в 
верхних ярусах изящная Ильинская (1835) с трехъярусной шатровой колокольней, строгая Благовещенская (1777-1795), где сохранился многоярусный иконостас в формах раннего классицизма с элементами рокайля.

На бывшей торговой площади восстановлен Гостиный двор (конец XVIII века) с открытыми арочными галереями и обширным внутренним двором. Сохранились столпообразная водонапорная башня (1914), протяженное двухэтажное здание городской управы (конец XIX в.), земство (1910), казначейство (1842), городская усадьба (первая четверть XIX века).

Музей-усадьба «Абрамцево»

Государственный историко-художечтвенный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» 10:00-17:00, закр. пн, вт, посл. ср месяца.

Подмосковная усадьба на берегу речки Вори вошла в историю художественной культуры как колыбель русского искусства второй половины XIX в.

Музейный комплекс включает живописный парк, памятники архитектуры XVIII-XX вв., коллекции русского искусства — предметов быта и мебели, живопись, графику, скульптуру. Экспозиции музея посвящены жизни и творчеству владельцев и гостей усадьбы.

Здесь при владельцах усадьбы с 1843 по 1870 г. С.Т. Аксакова и его сыновьях, а с 1871 г. при С.И. Мамонтове бывали писатели Н. Гоголь, И. Тургенев, Ф. Тютчев, художники И. Репин, В. Серов, В. Суриков, И. Левитан, М. Врубель и многие другие. Из построек усадьбы наибольший интерес представляют деревянный одноэтажный дом с мезонином первой половины XIX в.

; баня, получившая название «Теремок», постройки И. Ропета; дом-студия 1872 г. архитектора В. Гартмана; церковь Спаса Нерукотворного, построенная по проекту В. Васнецова при участии В.Поленова и расписанная виднейшими русскими художниками, бывшими в Абрамцеве, и «избушка на курьих ножках» Васнецова, напоминающая формы русской северной деревянной архитектуры.

Музей-усадьба «Мураново»

Государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-усадьба «Мураново». Осень-зима 10:00-17:00, весна-лето 9:00-18:00, закр. пн, вт, посл. пт. месяца.

В музее представлены произведения живописи, коллекции фарфора, старинная мебель, дагерротипы и фотографии, рассказывающие о владельцах усадьбы и жизни того времени.

Одно из наиболее известных «литературных гнезд» Подмосковья.

Усадьба с 1816 по 1850 г. принадлежала дворянам Энгельгард. Усадебный дом построен в 1841 г. по проекту Е.А. Бартынского женатого на дочери владельца. Архитектура его одновременно проста и необычна. Внутреннее убранство его состоит из изысканной мебели, семейных портретов и акварелей на стенах, русского фарфора и бронзы, которые создают неповторимую обстановку уюта и спокойствия.

В 1850 году Мураново перешло к младшей дочери Энгельгардов Софье Путяте. Ее муж Н.В. Путята связанный тесной дружбой с Баратынским, свято хранил в Мураново все, что напоминало о поэте.

Новый хозяин широко распахнул двери гостеприимного дома для многочисленных друзей-литераторов. У него бывали Н.В. Гоголь, поэтесса Е.П. Ростопчина, писатель и музыкант В.Ф. Одоевский, поэты Майков и Я.П.

Полонский, часто гостил С.Т. Аксаков и многие другие.

В начале 40-х годов XIX века Мураново посетил давний друг семьи Ф.И. Тютчев. В 1869 году его младший сын Иван Федорович женился на единственной дочери владельца усадьбы, Ольге Николаевне, последней хозяйке Мураново. В 1870-е гг.

здесь были построены: флигель, службы и церковь-усыпальница. Ф.И. Тютчев подолгу гостил в Муранове.

После смерти поэта сюда были перевезены обстановка и многие личные вещи из его петербургской квартиры и Овстуга — брянской усадьбы Тютчевых.

В усадебном парке сохранились игрушечная избушка, построенная И.Ф. Тютчевым для своих детей.

Музей-заповедник А.П.Чехова в Мелихове

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова. 10:00-16:00, закр. посл. пт месяца.

В музее представлена коллекция мемориальных предметов и произведений искусства, связанных с живописью и творчеством писателя, проводятся вечера, лекции и концерты.

Здесь все напоминает о писателе — скромные деревянные постройки, фруктовый сад, небольшой пруд. В 1892 году А.П. Чехов приобрел небольшое имение-дачу.

Поселившись в Мелихове, Антон Павлович много времени уделял хозяйству — были переделаны некоторые постройки, высажены фруктовые и декоративные деревья, начато разведение рыбы в пруду. В 1894 г.

по его проекту в глубине усадебного сада был построен флигель — «…маленький домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, в другой письменный стол.

Сперва этот флигелек предназначался только для гостей, а затем Антон Павлович переселился в него сам». В усадьбе сохранился еще один небольшой флигель, где ранее размещалась кухня.

Источник: https://www.referat911.ru/Geografiya/kulturnopoznavatelnyj-turizm-klassifikaciya-poznavatelnogo-tu/513742-3206953-place1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector