Статистика амнистий: уголовное право в россии

Статистика амнистий: уголовное право в России

  • Амнистия – один из актов милосердия, которые применяются в уголовном праве.
  • Но к сожалению, до сих пор чётко не определены некоторые нюансы по этому вопросу.
  • И очень часто разбираться в целом ворохе юридической литературы приходится самому человеку.
  • Сделать это часто бывает непросто, да и неудобно.
  • Поэтому разбираться будем вместе.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Скрыть содержание

Понятие

Статистика амнистий: уголовное право в РоссииСогласно статье 84 УК РФ, уголовная амнистия – это один из способов применения гуманизма, который используют государственные органы к людям, совершившим преступление.

Целью амнистии может быть:

  1. Проявление милосердия.
  2. Экономические факторы – разгрузить исправительные учреждения путём уменьшения в них количества, отбывающих срок наказания.
  3. Политические мотивы. Например, если после амнистии может прекратиться вооружённое столкновение.

Сущностью амнистии является полное освобождение от наказания, избавление от какой-либо его части или замена существующей формы исправления более мягкой.

Необходимо чётко различать, что амнистия не имеет индивидуального характера. В этом, кстати, её отличие от помилования.

То есть под амнистию попадают не конкретные люди, а целые группы, которых объединяет конкретный признак.

Например, амнистия может объявляться для таких категорий граждан:

  1. Статистика амнистий: уголовное право в РоссииВетераны войны, труда.
  2. Награждённые государственными орденами, медалями.
  3. Инвалиды.
  4. Болеющие туберкулёзом І – ІІ стадий.
  5. Мужчины старше 60 и женщины, которым исполнилось 55 лет и больше.
  6. Несовершеннолетние.
  7. Беременные женщины.
  8. Женщины, у которых есть дети до 3 лет.
  9. Военнослужащие, если они на момент преступления проходили службу, участвовали в боевых действиях.
  10. Люди, совершившие мелкие преступления, за которые не предусматривается ограничение свободы.

Поэтому будет колебаться и массовость амнистии: от нескольких десятков до сотен тысяч человек.

Если человеку по решению суда назначают и медицинское лечение, то амнистия будет распространяться на него только после прохождения соответствующих врачебных мероприятий.

Статистика амнистий: уголовное право в РоссииЗаконодательство РФ регулирует вопросы, касающиеся прекращения уголовного дела по амнистии.

Это могут быть такие ситуации:

  • если расследование по делу закончено, но в суд его ещё не передали;
  • если расследование по делу только производилось;
  • в том случае, если вина человека будет доказана во время расследования, дело против него прекращается на основании амнистии;
  • если же дело было передано в суд, то судебное разбирательство продолжается, виновному определяют приговор, но освобождают по амнистии.

Если человек сам против того, чтобы уголовное дело против него в связи с амнистией было закрыто, то прекращать расследование запрещается.

Статистика амнистий: уголовное право в РоссииАкт амнистии – это сам нормативно – правовой документ, в котором непосредственно и обосновываются условия амнистии.

Объявлять амнистию имеет право Государственная Дума Российской Федерации.

На что действует?

  1. Акт амнистии распространяется на те преступления, которые человек совершил до подписания документа.
  2. Но возможны случаи, когда акт амнистии действует на протяжении некоторого времени после его подписания.

  3. В акте амнистии могут быть следующие указания:
  1. Статистика амнистий: уголовное право в РоссииОсвободить от уголовной ответственности за определённое преступление.
  2. Избавить от наказания или его отбывания.
  3. Уменьшить срок наказания.
  4. Заменить предусмотренное законом наказание более мягким.
  5. Избавить от дополнительного наказания.
  6. Снять судимость.

Порядок применения

  • Для того чтобы произошла амнистия Государственная Дума Российской Федерации издаёт специальное постановление.
  • В нём указывает, какая категория лиц попадает под амнистию и какой характер она будет носить, какие именно органы власти будут заниматься ею .
  • Это может быть снятие судимости, если человек уже отбыл наказание, прекращение уголовного дела, если на момент подписания документа оно велось, сокращение срока наказания.
  • Чаще всего амнистию приурочивают, к каким-либо знаменательным датам.
  1. Статистика амнистий: уголовное право в РоссииВ акте про амнистию могут быть внесены некоторые ограничения.
  2. Они могут указывать на категорию людей, которые не попадают под амнистию или же список статей Уголовного Кодекса (УК РФ), на которые не распространяется акт.
  3. Также могут быть поставлены некоторые условия, не соблюдая которые амнистию невозможно произвести.
  4. Например, освободить заложников.

Итоги

Подведём следующие итоги:

  • амнистия не доказывает, что человек не совершал преступления;
  • если человек, попавший под амнистию, совершит повторное преступление, то в определение меры наказания будет учитываться и, то преступление, за которое он был помилован;
  • амнистия не изменяет законы. Это лишь проявление милосердия.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Источник: https://ug-ur.com/nakazanie/osvobozhdenie/amnistiya.html

Амнистия в уголовном праве

Амнистия выступает очень важной категорией уголовного права, поскольку ее применение непосредственно связано с положительным влиянием на правовой статус осужденных к уголовной ответственности за совершение общественно-опасных деяний. При этом в наиболее общем виде, рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Амнистия – это государственно-властная мера, принимаемая в установленном порядке по решению уполномоченного органа государственной власти к лицам, осужденным за совершение преступлений, сущность которой состоит в частичном или полном освобождении соответствующих лиц от уголовного наказания, замене соответствующего наказания на более мягкое или в полном прекращении уголовного преследования.

С амнистией, как мерой освобождения или смягчения уголовного наказания тесно связана категория помилования. Различие между ними состоит в том, что помилование применяется по отношению к отдельным, индивидуально-определенным лицам, в отношении которых вынесено решение о помиловании, в свою очередь, под сферу реализации амнистии всегда попадает определенная группа осужденных:

Статистика амнистий: уголовное право в России

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • несовершеннолетние,
  • осужденные за преступления небольшой тяжести, и т.д.

Замечание 1

Как правило, в качестве причины и значения объявления амнистии признается достижение гуманистических целей, однако, возможно ее применение и из исключительно практических соображений: снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, достижение определенных политических задач и т.д.

Поводами для объявления амнистии во многих странах (в том числе в Российской Федерации) зачастую являются памятные даты, национальные праздники, юбилейные события и т.д.

Амнистия в уголовном праве иностранных государств

В настоящее время институт амнистии широко применяется по всему миру и известен действующему уголовному законодательству многих стран.

Пример 1

Так, например, осуществление амнистии предусмотрено в настоящее время уголовным законодательством стран СНГ, Австрии, Португалии, Турции, Франции и многих других стран.

Однако, несмотря на широкую распространенность, в разных странах может отличаться сфера применения амнистии: в одних государствах амнистии объявляются достаточно часто и охватывают значительные количества преступников, в других – напротив, амнистии применяются только в исключительных случаях и касаются небольшой определенной группы преступников. К примеру, подобная выборочность характерна для стран Латинской Америки, амнистия в которых, как правило, затрагивает только, так называемых, «политических» преступников.

Также необходимо обратить внимание на то, что амнистия, несмотря на отмеченную выше широкую распространенность в уголовном законодательстве различных стран, применяется в настоящее время не во всех странах.

В частности, институт амнистии отсутствует в уголовном праве стран англо-саксонской правовой семьи, а также в Германии, Испании, Эстонии, Норвегии и других странах.

Более того, например, в Польше применение любого рода амнистий признано противоречащим действующей конституции, а следовательно – запрещено к применению.

Отсутствие рассматриваемого института в названных странах обосновывается по-разному: ряд исследователей связывает это с постоянным совершенствованием уголовно-правового регулирования, гармоничностью целей и мер уголовного наказания, следовательно, институт «амнистии», как инструмент освобождения от уголовного наказания утрачивает свою актуальность. Другими исследователями в качестве соответствующих причин называются исторические обстоятельства, связанные с тем, что монархи многих государств (в том числе во Франции), чрезмерно широко пользовались правом амнистии и помилования, что приводило к фактической безнаказанности преступников, обладавших связями с первыми лицами государства.

Институт амнистии в российском праве

В Российской Федерации, правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением амнистии регулируется в первую очередь, Конституцией РФ, нормами которой объявление амнистии отнесено к исключительной компетенции Государственной думы РФ, а также положениями Уголовного кодекса РФ, в которые непосредственно раскрывается содержание рассматриваемого института. В отечественной юридической науке вопрос о правовой природе института амнистии однозначно не решен и выделяется три основные точки зрения на этот счет:

  • Амнистия – институт уголовного права, поскольку именно нормами уголовного законодательства раскрывается соответствующее понятие, происходит правовое регулирование отношений, связанных с освобождение от уголовной ответственности в результате амнистии и т.д.;
  • Амнистия – институт государственного права, поскольку ее объявление выступает одним из полномочий высшего законодательного органа Российской Федерации – Государственной Думы;
  • Амнистия – это смешанный государственно-правовой и уголовно-правовой институт, то есть правовая природа рассматриваемого института двойственна.

Необходимо также обратить внимание на то, что в отечественном уголовном законодательстве установлены правила о том, что несмотря на возможность освобождения от уголовной ответственности в результате амнистии, в результате ее осуществления не ставятся под сомнение преступность деяний, совершенных лицами, подпадающими под соответствующий акт амнистии, кроме того, амнистия не связывается с сомнениями в обоснованности и законности действий и решения органов предварительного расследования и суда, а также не выступает основанием для реабилитации лица, привлеченного к уголовной ответственности – таким образом, соответствующее лицо продолжает считаться обоснованное привлеченным к уголовной ответственности и виновным в совершении общественно-опасного деяния.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_pravo/amnistiya_v_ugolovnom_prave/

Институт помилования в России: вопросы правоприменения

Далаева Я. С. Институт помилования в России: вопросы правоприменения // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 338-339. — URL https://moluch.ru/archive/150/42058/ (дата обращения: 10.12.2019).



В статье рассмотрены актуальные вопросы применения института помилования в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделяется вопросам института помилования в правоприменительной практике. Автором предложены практические рекомендации для совершенствования института помилования.

Ключевые слова: освобождение от наказания, помилование, гуманизм, комиссия по вопросам помилования

The article deals with topical issues of applying the pardon institute in the Russian Federation at the present stage. Particular attention is paid to the institution of pardons in law enforcement practice. The author offers practical recommendations for improving the institution of pardon.

Key words: release from punishment, pardon, humanism, pardon commission

В теории уголовного и уголовно-исполнительного права институт помилования признается одним из существенных инструментов уголовной политики. Помилование представляет собой важную политическую проблему. При всем развитии, которое прошло человечество в целом, и Россия, в частности, идеологическая составляющая помилования осталась и по сей день.

Как верно отмечает Ю. В. Саженков, институт помилования может способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбию и милосердие с другой [1].

С другой точки зрения, институт помилования может и дискредитировать главу государства, а за одно и власть, которую он представляет.

Институт помилования в Российской Федерации отличается децентрализованностью, несмотря на обратные тенденции развития права и государственности в современной России.

После упразднения Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации в 2001 году, и передачи ее полномочий исполнительной власти субъектов РФ сократилось как число поданных ходатайств о помиловании, так и общее чисто актов помилования [2].

Согласно статистическим данным, если в Российской федерации в 1992 году из исправительных колоний в результатах актов помилования было освобождено 2726 человек, то в 1999 таких лиц было уже 7418 [3]. В 2016 году помилованию подлежали 6 человек. Такая неутешительная статистика говорит о масштабной деградации института помилования.

Конечно эти цифры можно оправдать, приведя в качестве аргументов чрезмерную суровость УК РСФСР 1996 года, карательное правосознание судей того времени и другие причины, и как следствие активное применение актов милосердия к осужденным.

Важно отметить, что акт помилования является исключительным полномочием Президента Российской Федерации, а не обязанностью.

И в этом качестве оно позволяет Главе государства в конкретных случаях исправлять несовершенства существующего уголовного закона, который может быть, например, излишне репрессивным или содержащим правовую неопределенность, порождающую несправедливые правоприменительные решения. Во-вторых, используя механизм помилования, Глава государства может содействовать устранению в конкретном случае последствий судебной ошибки.

В своем поручении по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Президент РФ указал на необходимость совершенствования института помилования.

Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал предложения, которые в целом сходятся с доктринальной юридической мыслью [4]. В предложениях указывается на необходимость восстановления Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Помимо этого на наш взгляд кажется, что важно на федеральном уровне закрепить процедуру помилования, которая на настоящий момент не закреплена на федеральном уровне. Так, ч. 3 ст. 59, ст. 85 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривают такое понятие, как помилование.

Читайте также:  Статистика терроризма: мировая безопасность под угрозой

Вместе с тем в Уголовно-процессуальном Кодексе оно никак не отражено. С одной стороны, общественные отношения, возникающие после вступления приговора в законную силу, не регулируются нормами уголовно-процессуального права. С другой — разд.

XIV УПК «Исполнение приговора» все-таки предусматривает вопросы, возникающие в ходе фактического исполнения приговора, а также порядок их разрешения, поэтому хотя бы упомянуть о помиловании стоило. Тем более что определяющий порядок помилования Указ Президента РФ, как раз и содержит вопросы процедуры, что, безусловно, относится к компетенции УПК.

Актуальной проблемой для юридической науки является исследование законодательных основ применения помилования в аспекте определения оптимального соотношения норм федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов. В этом контексте необходима научная экспертиза целесообразности законодательных реформ и пределов ограничения компетенции Президента РФ в применении помилования.

В этом же ключе важной задачей юридической науки является ответ на вопрос о необходимости регламентации оснований и порядка применения помилования в отдельном комплексной Федеральном законе «О помиловании».

Существует еще одна организационная проблема, связанная с необходимостью введения условного помилования и соответственно, с определением организационного механизма контроля за поведением лиц, помилованных под условием не совершения нового преступления.

Законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого главой государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании.

Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента, и поэтому только он может решать, в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это пробелом в российском праве.

Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения «в разумные сроки».

Помилование, осуществленное Президентом РФ, предполагает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращения наказания, его замену либо снятие судимости.

Литература:

  1. Саженков Ю. В. Селивестров В. И. Правовые проблемы помилования в России. М.: Юриспруденция, 2008. С. 2.
  2. Гришко А. Я. Потапов А. М. Амнистия. Помилование. Судимость. М.: Логос, 2010. С. 6.
  3. Левашова О. В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Левашова О. В. — Елец, 2007. — 5.
  4. Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по совершенствованию института помилования — 2015. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://president-sovet.ru/documents/read/355/ (дата обращения: март 2017)

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, институт помилования, помилование, Глава государства, Президент РФ, акт помилования, гражданское общество, федеральный уровень, юридическая наука.

Источник: https://moluch.ru/archive/150/42058/

Амнистия, помилование и судимость

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.

: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии.

В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е.

в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания.

Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» — «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ — день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, — день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/amnistiya-pomilovanie-i-sudimost

66. Амнистия и помилование. Понятие, их правовое значение. (Статьи 84 —85)

66.1 Амнистия — это
смягчение наказания или освобождение
от наказания лиц, осуждённых судом, а
также прекращение уголовного преследования,
осуществляемое на основании специального
акта верховной власти.

В отличие от УК РСФСР
действующий УК содержит специальную
статью, в которой определены порядок и
правовые последствия амнистии. В
соответствии с Конституцией амнистия
объявляется Государственной Думой
Федерального Собрания РФ в отношении
индивидуально не определенного круга
лиц.

Термин „амнистия“
происходит от греческого слова amnestia,
означающего забвение, прощение. Анализ
действующего законодательства позволяет
сделать вывод о том, что амнистия
представляет собой своеобразную
государственную меру, направленную на
реализацию уголовной ответственности.

Акт об амнистии является лишь
предусмотренной законом формой, в
которой эта мера осуществляется. В
системе права институт амнистии занимает
особое место, а определение его отраслевой
принадлежности относится к числу
дискуссионных проблем науки уголовного
права. Некоторые ученые считают, что
амнистия — институт уголовного права.

Другие относят его к конституционному
праву.

Читайте также:  Статистика армии: данные о численности вооруженных сил в мире

Наиболее обоснованным
представляется мнение И.Л. Марогуловой,
которая предлагает рассматривать
амнистию и помилование в рамках
многоотраслевого института так
называемого государственного прощения.
Издание актов об амнистии отнесено к
компетенции высшего органа законодательной
власти и с этой точки зрения относится
к конституционному праву.

В то же время
в соответствии с уголовным законодательством
акты об амнистии входят в число оснований
освобождения от уголовной ответственности
и наказания и поэтому могут быть
рассмотрены в рамках уголовного права.
Применяются же акты об амнистии на
разных стадиях уголовного процесса,
что позволяет отнести их к
уголовно-процессуальному праву.

Все
это свидетельствует о том, что амнистию
следует считать комплексным межотраслевым
институтом.

Несмотря на
определенные особенности актов об
амнистии, касающиеся в том числе и
действия этих актов во времени, они, тем
не менее, содержат нормы права — правила
поведения, обязательные для субъектов,
указанных в этих актах, и рассчитанные
на применение к индивидуально не
определенному кругу лиц.

Предписания
этих норм реализуются в правоприменительных
актах — в решениях (постановлениях)
уполномоченных на то должностных лиц
и органов (предварительного следствия,
дознания).

Все это свидетельствует о
том, что в отличие от актов помилования
акты об амнистии имеют нормативный
характер и могут распространяться на
определенные категории лиц (например,
на женщин, инвалидов, несовершеннолетних)
или на всех лиц, совершивших преступления
определенных видов.

Акт об амнистии не
изменяет и не отменяет закона,
устанавливающего уголовную ответственность
за те или иные общественно опасные
деяния, и не ставит под сомнение законность
и обоснованность приговора суда,
вынесенного по конкретному делу. Амнистия
лишь смягчает участь лиц, совершивших
преступление. Акт об амнистии влечет
определенные уголовно-правовые
последствия, устанавливаемые в уголовном
законе. Эти акты могут содержать
предписания следующего характера:

  • — об освобождении
    от уголовной ответственности лиц,
    совершивших преступления;
  • — об освобождении
    от наказания или его отбывания лиц,
    осужденных за преступления;
  • — о сокращении
    назначенного наказания;
  • — о замене назначенного
    наказания более мягким;
  • — об освобождении
    от дополнительного наказания;
  • — о снятии судимости.

Конкретное содержание
амнистии определяется в самом акте об
амнистии.

Обычно такие акты носят
комплексный характер и содержат
предписания нескольких видов из числа
предусмотренных частью 2 статьи 84 УК, а
иногда и не предусмотренных данной
нормой.

Например, в несколько последних
постановлений об амнистии были включены
предписания о сокращении не назначенного
наказания, а лишь его неотбытой части.

В настоящее время
в соответствии с Конституцией РФ акт
об амнистии принимается в виде
постановления Государственной Думы.

В
связи с тем что практическое применение
акта об амнистии представляет определенную
сложность, помимо самого акта об амнистии
Государственная Дума обычно принимает
дополнительное постановление о порядке
применения этого акта, в котором
разъясняет вопросы, связанные с
применением акта об амнистии. Определяются
органы, на которые возложено исполнение
амнистии, раскрывается содержание
терминов, использованных в акте об
амнистии, и т.д.

Круг лиц, на которых
распространяется действие конкретной
амнистии, определяется в самом акте об
амнистии путем максимально подробного
их перечисления. В актах об амнистии,
как правило, определяется и круг лиц,
на которых ее действие не распространяется.

К лицам, в отношении
которых наряду с наказанием были
назначены принудительные меры медицинского
характера в виде лечения от алкоголизма
или наркомании, а также к осужденным,
больным венерическими заболеваниями,
подлежащим освобождению от наказания,
акт об амнистии обычно применяется
после завершения интенсивного курса
лечения.

Однако эти правила должны быть
прямо предусмотрены в акте об амнистии
или в постановлении о порядке его
применения. Амнистия распространяется
на всех лиц, подпадающих под ее действие,
независимо от того, согласны они с ней
или нет. Однако амнистия не означает
реабилитацию лица и является лишь
прощением его за совершение преступления.

Поэтому освобождение от уголовной
ответственности в связи с актом об
амнистии возможно только при отсутствии
возражений против этого со стороны
обвиняемого.

При наличии таких возражений
производство по делу продолжается в
обычном порядке и доводится до судебного
разбирательства, в котором суд постановляет
либо оправдательный приговор, либо
обвинительный, но с освобождением от
наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии
является обязательным и безусловным
основанием для смягчения участи лиц,
указанных в нем.

Такое основание не
зависит от усмотрения органов, на которые
возложено применение амнистии (органов
дознания, следствия, суда, органов
исполнения наказания соответствующего
вида), и не ставится в зависимость от
последующего поведения лица или от
каких-то иных условий.

Акты об амнистии
обычно распространяются на уголовно
наказуемые деяния, совершенные до его
принятия или вступления в силу. Применение
амнистии к длящимся и продолжаемым
преступлениям определяется разъяснениями,
содержащимися в Постановлении Пленума
Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 „Об
условиях применения давности“.

По общему правилу,
акт об амнистии к лицам, совершившим
длящееся преступление, применим, если
их деяние было прекращено до вступления
в силу этого акта. Из этого правила
возможны исключения, установленные
самим актом об амнистии.

При совершении
продолжаемых преступлений амнистия
применяется только в случае, если
последний акт такого преступления был
совершен до вступления в силу акта об
амнистии.

Следует иметь в
виду, что сам акт об амнистии не освобождает
от уголовной ответственности или
наказания и не смягчает наказание.

Освобождение от уголовной ответственности
на основании акта об амнистии осуществляется
органами дознания, следствия (постановлением
об отказе в возбуждении уголовного дела
или о его прекращении), а также командованием
дисциплинарных воинских частей, но
обязательно утверждается прокурором.
По делам, находящимся на рассмотрении
в суде, амнистия применяется судом
(определением суда о прекращении
уголовного дела), но при обязательном
участии прокурора. Амнистия может быть
реализована обвинительным приговором
суда с освобождением от наказания и
судимости; постановлением начальника
исправительного учреждения,
санкционированным прокурором, или
постановлением специальной комиссии
по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов
об амнистии о снятии судимости не требуют
принятия каких-то специальных актов
применения права. Однако снятие судимости
редко предусматривается постановлениями
об амнистии.

  1. 66.2 Помилование
    (статья 85)
  2. Помилование — это
    акт верховной власти, полностью или
    частично освобождающий осуждённого от
    наказания либо заменяющий назначенное
    ему судом наказание более мягким.
  3. Как и амнистия,
    помилование представляет собой проявление
    гуманизма по отношению к осужденным и
    также направлено на полное или частичное
    аннулирование юридических последствий
    совершения преступления, осуществляемое
    в несудебном порядке.

Помилование
применяется к конкретному лицу или
конкретным лицам, обозначенным в акте
помилования персонально (поименно). Акт
помилования, в отличие от акта об
амнистии, носит не нормативный, а
индивидуальный характер.

  • В соответствии со
    статьей 85 УК акт помилования применяется
    только к лицу, осужденному за преступление,
    и может влечь для такого лица следующие
    правовые последствия:
  • — лицо может быть
    освобождено от дальнейшего отбывания
    наказания;
  • — наказание,
    назначенное лицу приговором суда, может
    быть сокращено;
  • — назначенное лицу
    наказание может быть заменено более
    мягким видом наказания;
  • — с лица, отбывшего
    наказание, может быть снята судимость.

Особое место в
законодательстве занимает решение
вопроса о помиловании лиц, осужденных
к смертной казни. Согласно части 3 статьи
59 УК смертная казнь в порядке помилования
может быть заменена пожизненным лишением
свободы или лишением свободы на срок
двадцать пять лет. Однако следует
помнить, что в настоящее время действует
мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции
РФ помилование осуществляет Президент
РФ. Однако при определенных условиях
это право может передаваться высшему
должностному лицу субъекта Федерации.

Так, в соответствии с Договором Российской
Федерации и Республики Башкортостан
„О разграничении предметов ведения и
взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти Республики
Башкортостан“ правом помилования
осужденных судами Республики Башкортостан
обладает президент этой республики.

Указом Президента
РФ от 28.12.2001 N 1500 „О комиссиях по вопросам
помилования на территориях субъектов
Российской Федерации“ установлен новый
порядок решения вопросов о помиловании
осужденных. Действовавшая ранее Комиссия
по вопросам помилования при Президенте
РФ упразднена.

Для обеспечения надлежащей
деятельности по разрешению вопросов о
помиловании, предварительного рассмотрения
ходатайств, подготовки заключений по
материалам о помиловании комиссии по
вопросам помилования образованы на
территориях субъектов Федерации.

Этим
же Указом утверждено Положение о порядке
рассмотрения ходатайств о помиловании
в Российской Федерации, в соответствии
с которым помилование осуществляется
путем издания указа Президента РФ о
помиловании на основании соответствующего
ходатайства осужденного или лица,
отбывшего назначенное судом наказание
и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает
право Президента РФ на осуществление
помилования ни кругом лиц, ни тяжестью
преступлений.

Однако указанное Положение
содержит перечень лиц, в отношении
которых помилование, как правило, не
применяется (лица, совершившие умышленное
преступление в период назначенного
судом испытательного срока условного
осуждения; злостно нарушающие установленный
порядок отбывания наказания; ранее
освобождавшиеся от отбывания наказания
условно-досрочно, по амнистии или актом
помилования; лица, которым ранее
производилась замена назначенного
судом наказания более мягким наказанием).

Согласно установленному
Указом Президента порядку представления
ходатайств о помиловании осужденный
обращается с таким ходатайством к
Президенту РФ в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется
администрацией учреждения или органа,
исполняющего наказание, и не позднее
чем через 20 дней со дня его подачи
направляется в территориальный орган
Министерства юстиции РФ в субъекте
Федерации вместе с прилагающимися
документами (копией приговора, справкой
о состоянии здоровья осужденного,
характеристикой осужденного и так
далее).

Ходатайство о
помиловании в виде снятия судимости
направляется заявителем самостоятельно
в комиссию по вопросам помилования на
территории субъекта Федерации по месту
жительства заявителя.

Территориальный
орган юстиции не позднее чем через 7
дней со дня получения ходатайства о
помиловании представляет его в комиссию,
которая в свою очередь не позднее чем
через 30 дней со дня получения ходатайства
представляет заключение о целесообразности
применения акта помилования в отношении
осужденного высшему должностному лицу
субъекта Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Федерации).

Не позднее чем через
15 дней со дня получения ходатайства о
помиловании и заключения комиссии
высшее должностное лицо субъекта
Федерации вносит Президенту РФ
представление о целесообразности
применения акта помилования в отношении
осужденного или лица, отбывшего наказание
и имеющего неснятую судимость. Список
лиц, рекомендованных высшим должностным
лицом субъекта Федерации к помилованию,
подлежит опубликованию в средствах
массовой информации соответствующего
субъекта Федерации в месячный срок со
дня принятия такого решения.

Окончательное
решение вопроса о помиловании и его
характере принимает Президент РФ. Указ
о помиловании в течение 2 дней после его
издания направляется высшему должностному
лицу субъекта Федерации, в МВД России,
территориальный орган юстиции,
администрацию учреждения.

В случае
отклонения Президентом РФ ходатайства
о помиловании повторное рассмотрение
обращения осужденного допускается не
ранее чем через год, за исключением
случаев возникновения новых обстоятельств,
имеющих существенное значение для
применения акта помилования.

Вопрос о
части наказания, которую осужденный
должен отбыть перед применением к нему
помилования, законодательно не решен.
Как правило, с просьбой о помиловании
осужденные обращаются по истечении
более или менее значительной части
срока назначенного судом наказания
(обычно — половины).

Однако в практике
известны случаи и более раннего применения
помилования.

  1. Сходства:
  2. — применяются с
    целью смягчения участи лиц, совершивших
    преступления;
  3. являются актами
    разового характера;
  4. — касаются лиц,
    совершивших преступления до издания
    актов помилования или амнистии.
  5. Различия:
  6. Амнистия является
    нормативным актом, а помилование к
    таковым не относится.

Объявление амнистии
относится к ведению Государственной
Думы РФ. Осуществление помилования
относится к компетенции Президента РФ.

Суть помилования
в том, что глава государства смягчает
участь лица по обстоятельствам, не
связанным с правильностью осуждения.
Комиссия по помилованию не ставит под
сомнение справедливости осуждения,
правильности приговора.

При издании акта об
амнистии указываются органы, которые
на основе критериев, приведенных в акте
об амнистии, сами решают о возможности
или невозможности применения амнистии
к каждому конкретному лицу. Издавая акт
о помиловании, президент решает вопрос
в отношении помилованного. Органам,
исполняющим наказание, остается только
выполнить предписание.

Читайте также:  Неиспользованный отпуск: продление или выплата компенсации

Помилование есть
акт милосердия

Источник: https://studfile.net/preview/5866139/page:66/

Статистика Суддепа: главное о судимости в России — новости Право.ру

Судебный департамент при Верховном суде опубликовал свежие данные судебной статистики о состоянии судимости в России. Так, за последние десять лет количество осужденных по приговорам сократилось более чем на 20%. Подробнее об этом и других интересных фактах – в нашем материале.

В последние десять лет неуклонно снижается количество преступлений против собственности, таких как мошенничество, растрата и грабеж. Так, если в 2007 году их совершалось 492 554, то в 2017 году – уже «всего» 263 858.

Количество предпринимательских преступлений в процентном соотношении сократилось не так сильно – на 39%. 

Факт На каждую осужденную судом женщину в 2017 году пришлось шесть с половиной мужчин-уголовников.

Также более чем в два раза сократилось число экологических преступлений, и почти в два раза – число преступлений против жизни и здоровья (88 471 в 2017 году против 140 253 в 2007 году). При этом по последнему показателю наиболее резкое снижение произошло именно в 2017 году, после того, как в середине 2016 года были частично декриминализированы побои, а в начале 2017 года – побои в семье. 

В то же время увеличилось число осужденных за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Существенный рост по этой категории дел – почти в три раза – произошел в 2016 году. Связано это, в частности, с тем, что с 1 июля 2015 года повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии стало уголовно наказуемым деянием. 

Интересные факты

  • Треть всех преступлений (32,4%) совершается в состоянии алкогольного опьянения.
  • За совершение более чем половины всех преступлений (50,9%) ответственны люди в возрасте от 30 до 49 лет.
  • Удельный вес всех преступлений, совершенных лицами в возрасте старше 50 лет, неуклонно растет. В 2007 году их доля составляла 6,7%, а спустя десять лет – уже 9,1%.
  • 86,5% всех преступлений совершают мужчины.
  • Всего лишь каждое седьмое преступление совершается в группе.
  • Треть всех преступлений совершают рецидивисты (33,2%). 

Как менялось количество осужденных в России?

Год Осужденных по приговорам суда
1987 580 074
1997 1 013 431 (+74% к предыдущему указанному периоду)
2007 929 025 (-9%)
2012 739 278 (-21%)
2013 735 340 (-0,06%)
2014 719 297 (-2%)
2015 734 581 (+2%)
2016 741 329 (+1%)
2017 697 497 (-6%)

Неотвратимость наказания

Из общего числа осужденных в 2017 году (697 497) лишь 7386 были освобождены от наказания в связи с амнистией или по другим основаниям. Таким образом, 99% осужденных в России понесут одно из предусмотренных уголовным кодексом наказаний. 

Остается незначительной доля «пожизненных» приговоров – 65 в 2017 году против 70 в 2007 году. К реальному лишению свободы в 2017 году приговорили 200 335 человек, а к условному – 177 160. 

Статистика Суддепа при ВС «Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003–2007 годы и 2008–2017 годы» доступна по ссылке.

© ООО «ПРАВОдник». 2008-2019. Телефон редакции: (495) 645 37 60Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

18+

Источник: https://pravo.ru/news/203430/

Понятие и юридическая сущность амнистии в российском уголовном праве

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин «амнистия» происходит от греческого слова «amnзstia», означающего забвение, прощение. Ветров Н.И. Уголовное право: Общая и Особенная части. М., 2005. С. 89-92.

Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии». Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК РФ) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности.

Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Такие ученые как К.М. Тищенко и О.С.

Зельдова считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский. Курс уголовного права. Т.1. Общая часть / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова. М., 2008. С.

79-83.

Другие авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права. Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова полагают, что, несмотря на то что в УК включена ст. 84, институт амнистии «не входит в систему Общей части Кодекса».

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения.

Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М.

, 2008. С. 64-66.

В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права.

Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о правовой природе актов об амнистии.

В юридической литературе выражено мнение о том, что «правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов», что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами — с другой.

Такая точка зрения представляется ошибочной.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права — правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах — в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:

  • а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  • в) о сокращении назначенного наказания;
  • г) о замене назначенного наказания более мягким;
  • д) об освобождении от дополнительного наказания;
  • е) о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).

В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.91 «Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы». Смирнов Н.С., Толмачев А.К. Уголовное право России. Общая часть. М., 2006. С. 103-105.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы РФ.

В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

Например, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 30.11.2001 «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» освобождению от уголовной ответственности подлежали:

  1. а) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;
  2. б) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
  3. в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;

г) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы. Ковалев О.Г. Уголовное право. Общая часть. М., 2007. С. 125-127.

Этим же постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщинам, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее ? назначенного срока наказания. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Коряковцева, К.В. Питулько. СПб.: Питер, 2009. С. 171.

Указанный акт об амнистии содержал и предписания сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на ? — женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; наполовину — осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на ? — осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.). Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2006. С. 138-140.

Рассмотренное постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.

Источник: https://studbooks.net/1167699/pravo/ponyatie_yuridicheskaya_suschnost_amnistii_rossiyskom_ugolovnom_prave

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector