Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 49%
  • Население: 1 317 797
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 645 720

Христианство, которое пришло в Эстонию в XI веке, не прижилось среди простого народа. В советское время религиозность подавлялась. Когда Эстония в 1991 году обрела независимость, верующих людей в стране было немного. Такой ситуация остается и по сей день. Правда, возрождается популярность древних эстонских верований.

9 Южная Корея

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 52%
  • Население: 50 700 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 26 364 000

Лишь чуть менее половины жителей Южной Кореи причисляют себя к сторонникам какого-либо вероисповедания. Основные религии в Южной Корее — традиционный буддизм и относительно недавно проникшее в страну христианство. В Южной Корее очень сильны так называемые «новые религии», такие как Чхондогё. Существует также небольшое мусульманское меньшинство.

8 Франция

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 54%
  • Население: 67 032 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 36 197 280

Во Франции еще сохранился целый пласт католических традиций – улицы здесь все еще носят имена святых, а церкви возвышаются повсюду. Но атеизм во Франции имеет давние традиции, и стал здесь неким «национальным достоянием». Здесь, как и в США, отделение церкви от государства было одним из основных требований революции, в результате которой и возникло нынешнее демократическое государство. В 1905 году во Франции был принят закон об отделении церкви от государства, и с тех пор принципы светскости стали чуть ли не основными ценностями французского общества. Во Франции также законом запрещено проповедовать религию в школах.

7 Финляндия

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 60%
  • Население: 5 505 575
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 3 303 345

До конца XIX века финны могли исповедовать только одну из государственных религий – либо лютеранство, либо православие. И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства. Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере. Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

6 Чехия

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 61%
  • Население: 10 579 067
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 6 453 230

Население многих бывших социалистических стран за последние годы массово бросилось реанимировать свои запрещенные ранее религии, что говорит о том, что продвигать атеизм в командном порядке – не самый эффективный метод. Однако Чешская республика оказалась исключением из правил. Здесь не прослеживается отката к религиозным верованиям, и лишь 21% населения считает, что религия играет важную роль в их жизни. В отличие от большинства восточноевропейских стран, Чехия занимает достаточно высокое место в ООНовском «индексе человеческого развития». Эта страна не настолько погрязла в коррупции и авторитаризме, которые господствуют в других бывших социалистических государствах – в России, например.

5 Япония

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 65%
  • Население: 126 740 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 82 381 000

Как и в большинстве стран восточной Азии, религия в Японии сохранилась не столько, как вера, сколько на уровне соблюдения национальных традиций. Поэтому лишь 25% японцев считают, что религия занимает важное место в их жизни. В Японии не принято считать, что человек вообще должен принадлежать к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Те же японцы, которые еще исповедуют традиционную японскую религию – смешение синтоизма с буддизмом – практикуют религиозные культы в форме менее формализированной, чем в монотеистических религиях Запада, что создает атмосферу минимального давления общества на атеистов – и последние, соответственно, чувствуют себя в Японии вполне вольготно.

4 Норвегия

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 72%
  • Население: 5 267 146
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 3 792 345

Поскольку есть строгая корреляция между самыми счастливыми и наименее религиозными странами, то вполне естественно, что Норвегия возглавляет оба этих списка. Отношение между индексом счастья и уровнем религиозности населения несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, люди действительно менее религиозны, когда они менее нуждаются в чем-либо. С другой – атеизм процветает именно в тех странах, где люди традиционно доверяют своим правительствам за то, что те проводят социально-ориентированную политику и относительно справедливо распределяют экономические блага. Если у вас высок уровень доверия своему государству и своим согражданам, то вера в бога отходит на задний план.

3 Дания

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 80%
  • Население: 5 756 170
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 4 604 936

Тройку стран, избавившихся от религиозных догматов, открывает Дания. В этой стране даже разрешили публично сжигать Кораны и Библии. В парламенте королевства пояснили, что не видят необходимости в специальных законах, защищающих веру от тех или иных открытых высказываний. «Религия не должна диктовать то, что разрешено, и то, что запрещено заявлять публично. Это дает ей совершенно несправедливый приоритет в обществе».

2 Вьетнам

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 81%
  • Население: 92 700 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 75 087 000

Свобода веры во Вьетнаме формально закреплена конституцией, однако на многие религиозные общества наложены ограничения, особенно если государство считает какую-нибудь из них угрозой авторитета коммунистической партии. В 2007 году официально разрешены буддизм, католичество, протестантизм, ислам, каодай, хоахао, а вера бахаи получила разрешение на религиозную деятельность вместе с двумя другими религиями и одной сектой. Несмотря на попытки вьетнамского государства улучшить свой образ в глазах мирового сообщества за счёт религиозных свобод, несколько религиозных лидеров заявляли о продолжающейся дискриминации. Борец за религиозные свободы Нгуен Хонг Куанг был арестован в 2004 году, а его жилище сровняли с землёй. Христиан-тхыонгов продолжает притеснять государство. Антирелигиозная политика Вьетнама привела к столь высокому проценту неверующих.

1 Швеция

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 85%
  • Население: 10 046 200
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 8 539 270

Швеция — одна из самых секулярных стран мира. Привыкшие к порядку шведы часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству. Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа. Согласно статистике, собранной Филом Цукерманом, 85% шведов считают себя неверующими. Это один из самых высоких показателей «неверия», зафиксированных на Земле. Фил Цукерман сделал еще один интересный вывод: большинство наиболее секулярных стран характеризуются высоким жизненным уровнем, хорошо образованным населением и личной свободой, тогда, как наименее секулярные страны — низким жизненным уровнем, угнетением женщин и дефицитом личной свободы.

Источник: статистические данные социолога Фила Цукермана.

Источник: https://pooha.net/society/countries/276-unbelieving-countries-top10

Число религиозных людей в России растет – а верующих падает

Опубликовано 11.02.2016

В категориях: Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

Статистика атеистов: процент верующих и неверующих людей

В большие праздники в храмах и мечетях не протолкнуться. Все помнят, как более полумиллиона человек сутками стояли в очереди, чтобы поклониться Поясу Пресвятой Богородицы в Москве. Активно строятся новые церкви по программе шаговой доступности. В УК РФ появилась статья «Об оскорблении чувств верующих». На первый взгляд градус религиозности в нашем обществе неуклонно растет.

Но не все так просто, считает Елена Александровна КУБЛИЦКАЯ, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН).

— Елена Александровна, вы ведь занимаетесь мониторинговыми социологическими исследованиями религиозной жизни уже 40 лет, то есть с советских времен. Как удавалось получить достоверные результаты опросов, когда вера в Бога могла стоить человеку карьеры? И детей крестили, и покойников отпевали тайно…

— Да, это было время, когда многие люди скрывали свои религиозные убеждения. У нас официально считалось: большинство населения — атеисты. Это было не совсем так.

Фактический уровень религиозности был на порядок выше, чем по официальной статистике, которая оценивала его на 15–20 процентов. На самом деле верующих было 45–50%, если брать в среднем по стране. В Москве — порядка 35%, а в Средней Азии примерно 70–80 процентов.

Многое зависело от специфики региона. Анкеты были анонимные, но люди все равно боялись отвечать на прямой вопрос, и мне приходилось выявлять правду с помощью других показателей. Моя задача была увидеть объективную картину.

Руководство, конечно, было недовольно, например, результатами опроса в Таджикистане: «Елена Александровна, почему у вас среди коммунистов 40 процентов верующих, а среди комсомольцев — 70 процентов?!»

— Понятно, что такие результаты власть совсем не радовали!

— В советское время была установка, что влиянию религии наиболее подвержены необразованные, малоинтеллектуальные люди. Но я доказывала обратное. Никаких публикаций я тогда делать не могла — результаты исследований находились под грифом секретности. Только в 90-м году моя первая работа по секуляризации увидела свет в журналах «Наука и религия» и «Социологические исследования».

— А сегодня люди откровенно отвечают на вопросы о своей религиозности?

— Сейчас все с точностью до наоборот. У верующих повысилась самооценка. Если в СССР им приходилось скрывать свои религиозные убеждения, то сегодня могут испытывать сложности последовательные атеисты.

Поэтому социологам необходимо учитывать факт «латентного» атеистического мировоззрения населения, а именно обращать внимание на маркеры нерелигиозного сознания и поведения. Многие атеисты стараются не афишировать свои убеждения и часто уходят в позицию «затрудняюсь ответить».

Или в «болото» — так я называю колеблющихся между верой и неверием. Люди опасаются прямых признаний в атеистических позициях. В беседе признаются, что чувствуют себя при этом неудобно, дискомфортно. К слову, атеисты порой обижаются, когда их называют неверующими.

Они тоже верят, но не в сверхъестественные силы, а в человека, в его возможности и т.д.

— Уровень религиозности в стране продолжает нарастать?

— Да, такая тенденция сохраняется. Тем не менее вот уже лет пять–восемь начиная с 2008 года уровень религиозности населения остается почти неизменным в одиннадцати регионах России, которые у нас включены в мониторинг.

Например, по нашим данным, уровень религиозности населения в Москве в 1996 году достигал 50 процентов, к 2008 году он поднялся до 62%, в 2014-м — 64%, в 2015-м — 63%. Три процента в социологии — это уровень статистической погрешности.

В столице соотношение религиозного и нерелигиозного населения в 2015 году составило 6:1 и занимает одно из лидирующих мест в исследуемых нами субъектах Федерации.

Соотношение религиозного и нерелигиозного населения в большой степени зависит от различных факторов: социально-экономических, территориальных, исторических, конфессиональных, этнических — и в целом по России составляет примерно 3:1. Но в двух федеральных округах — Южном и Приволжском — религиозное население превышает нерелигиозное в 4 раза. А в Дальневосточном округе данное соотношение 1:1.

— Хотелось бы узнать, сколько среди верующих воцерковленных людей, соблюдающих все правила культового поведения?

— Мы наблюдаем снижение уровня воцерковленности верующих. Речь идет о тех, кто часто посещает культовые учреждения (церковь, мечеть, молитвенный дом и др.), регулярно участвует в религиозных праздниках и исполняет все обряды.

И если в 2010 году в Московском регионе этим требованиям соответствовало 45 процентов от опрошенного религиозного населения, то в 2015 году количество таких убежденных верующих в Москве не превысило и 30 процентов. Больше всего — 38 процентов — тех, кто регулярно участвует в религиозных праздниках.

Читайте также:  Статистика мусора: виды, способы утилизации и переработки

Часто совершают молитвы 27 процентов, исповедуются и причащаются 12 процентов верующих, соблюдают посты 15 процентов. Знаменательно, что 30 процентов из этой группы, практически каждый третий, вообще никогда не участвовали в религиозных обрядах.

  • Социологическое исследование, проведенное в целом по России в 2012 году моей коллегой доктором наук Юлией Юрьевной Синелиной, показало, что только 17–18 процентов населения регулярно читают Евангелие (Коран) и молятся, а утреннее и вечернее правило читает всего один процент населения.
  • — Можно ли на основании всех этих данных составить социальный портрет религиозного москвича?
  • — Доминирующие характеристики социального портрета убежденного верующего (безотносительно к конфессии) в 2015 году таковы: это женщина от 50 до 59 лет, некоренная москвичка, то есть приезжая, со средним специальным образованием, служащая или пенсионерка, со средним уровнем материального достатка.

Второй срез социологического анализа касается конфессиональной самоидентификации. И здесь мы наблюдаем более размытую картину.

Итак, как выглядит социальный портрет православного жителя столицы? Это коренная москвичка, русская, от 30 лет и старше, с незаконченным средним, средним специальным и профессиональным образованием.

Сферы социальной деятельности: служащие, интеллигенция, не занятая на производстве, а также пенсионеры.

Уровень дохода — из групп среднеобеспеченных («доступно большинство товаров длительного пользования, кроме автомашины»).

Среди жителей Москвы определяется и характерный «социальный портрет» мусульманина. Это молодой мужчина 25–29 лет со средним специальным и неоконченным высшим образованием, из групп рабочих или предпринимателей, со средним уровнем материального дохода, приезжий (некоренной москвич).

— Осталось обрисовать социальный облик «Фомы неверующего».

— Социальный портрет нерелигиозных москвичей к 2015 году не изменился. В группах «неверующих» и «атеистов» чаще всего оказывается коренной москвич, русский, в возрасте от 18 до 29 лет, с неполным высшим и высшим образованием, из групп инженерно-технических работников и студентов, со средним уровнем материального дохода.

— Интересно, а полку атеистов хоть сколько-нибудь прибыло?

— Да, нерелигиозное население мегаполиса за последние 5 лет чуть увеличилось: было 10 — стало 17 процентов. И половина из этой группы — убежденные атеисты.

Проанализировав ответы респондентов на вопрос «Изменение отношения к религии на протяжении жизни», мы выявили следующую динамику: к атеистической позиции склонилось лишь 8 процентов верующих: «был верующим, стал неверующим». Но в два раза больше опрошенных изменили свою мировоззренческую позицию в пользу религии: «был неверующим, стал верующим».

— Известно, что Федор Михайлович Достоевский обдумывал идею романа «Атеизм» — о тех русских людях, которые теряют веру. Писателю приписывают фразу «Быть русским — значит быть православным». Православие для россиян — вопрос веры или национальной идентичности?

— Вы правы: респонденты так часто и говорят: «Русский — значит православный. Татарин — значит мусульманин». Москвичам задавался вопрос, к какому вероисповеданию они себя относят.

Увы, не все понимают, что считать себя православным — значит быть религиозным человеком. Многие опрошенные, указывая в анкете, что они неверующие или атеисты, в то же время считают себя православными.

Самое высокое несоответствие конфессиональной и религиозной самоидентификации отмечается именно среди русского населения.

В 2014 году с православием себя идентифицировал 81 процент населения, верующими себя при этом позиционировали 64%. Примечательно, что в 2008 году православными назвались 75 процентов. В целом уровень конфессиональной идентичности среди москвичей постоянно повышается. И похожую картину вот уже на протяжении двух десятилетий мы наблюдаем во всех регионах России.

Некоторые социологи показатель религиозности оценивают по конфессиональной принадлежности, тем самым завышая уровень религиозного населения.

Если человек отвечает, что он мусульманин или православный, его автоматом записывают в религиозную категорию, а это не совсем так. Чем больше ущемляется какая-то нация, тем заметней стремление людей оберегать свою национальную самобытность.

Мы видим смешение национальных и религиозных признаков. Кроме того, исторически традиционные конфессии неразрывно связаны с культурой того или иного народа.

Активизация национальной идентичности нередко объясняется и политической солидарностью. В качестве примера приведу такую конфессиональную принадлежность, как исламский ваххабизм.

— В соответствии с Конституцией нашей страны Церковь отделена от государства, тем не менее она играет все более заметную роль в общественной и даже политической жизни России. Большинство населения, по-видимому, приветствует такое положение дел?

— Результаты социологических опросов фиксируют: роль Церкви как социального института в нашей стране, где преобладающая часть населения декларирует свою религиозность, довольно высока. Приведу некоторые данные из мониторинговых исследований.

Итак, до 47 процентов населения Москвы в 2010 году и уже 53 процента в 2014-м доверяют Церкви как социальному институту.

Среди верующих респондентов показатели еще выше: если в 2010 году Церкви доверяли 59 процентов, то в 2014-м — уже 80!

Источник: http://www.mirvboge.ru/2016/02/chislo-religioznyx-lyudej-v-rossii-rastet-a-veruyuix-padaet/

"Индекс веры": сколько на самом деле в России православных

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему.

Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах.

Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами.

А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Сколько атеистов в России: статистика верующих, процентное соотношение

Атеизм происходит от греческого слова, обозначающего безбожность, это определенное мировосприятие. Оно основывается на утверждении о материальности мира. Законы природы и явления объясняет с научной точки зрения, без привлечения Бога (богов) и иных сверхъестественных сил.

Кто такие атеисты?

Атеисты — это люди, которые убеждены в том, что каких-либо сверхъестественных мировых начал нет. При этом считают своим долгом убедить окружающих в своих воззрениях. Личная позиция конкретного человека не превращает его в атеиста, так как последний ее активно должен проявлять. Он не отвергает религию пассивным образом — активно противодействует ей.

Атеистов надо отличать от агностиков и антиклерикалов.

Агностик — это лицо, не имеющее каких-либо суждений в отношении сверхъестественного. Их представителям совершенно безразлично присутствие либо отсутствие Бога. При этом агностики бывают двух видов.

Первые вообще не интересуются религиозными вопросами.

Вторые — это те, которые размышляли, искали для себя объяснение тем или иным процессом применительно к сверхъестественным проявлением, однако ответа не получили.

Антиклерикалы — лица, негативно относящийся к организованным религиозным структурам. Для них неприемлемы какие-либо объединения верующих. Атиклерикал уверен в том, что участие людей в религиозных структурах приводит к ухудшению их жизни и жизни окружающих. Вследствие этого с организованными религиозными формами веры надо осуществлять борьбу, понижать их влияние и авторитет.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что на вопрос о том, сколько атеистов в России, статистика отвечает: немного. Тех, кто ведет активную детальность, обладая четким атеистическим мировоззрением, в обществе мало. Обычно к атеистам относят антиклерикалов, которые в обиходе называют себя атеистами. Однако это совершенно неверно.

Краткая историческая справка

Религия и атеизм уходят своими корнями в далекое прошлое. Они неразрывно связаны друг с другом. И возникли практически одновременно. Их взаимоотношения богаты событиями, в том числе и полными трагизма.

Так, исследователи христианской религии отмечают, что слово «атеист» в Новом Завете упоминается всего лишь один раз. Обозначает людей, которые лишились истинного Бога.

Неверующих, язычников, относили к тем, кого постигло великое несчастье. Издавна считалось, что человек нормальный Бога знать должен и воздавать ему.

Атеизм воспринимался как ненормальное явление, связанное в том числе с человеческими психическими недугами.

Современное состояние атеизма

Современная западная цивилизация отличается тем, что интерес к религии среди населения падает. Это касается всех слоев населения. Фиксируется снижение посещаемости храмов, увеличение числа лиц, причисляющих себя к атеистам и агностикам. В рядах верующих религия утрачивает верхние позиции, не находится в числе главных внутренних факторов.

Основными приверженцами религиозного мировоззрения остается немногочисленное население сельской местности. Представители атеизма, которых становится все больше, активно пропагандируют, что религиозность населения — это недостатки образования и знаний, склонность к отказу воспринимать достижения науки и техники.

Противоположную ситуацию можно наблюдать в развивающихся странах, в том числе в республиках бывшего СССР.

В африканских государствах, в странах Ближнего Востока фиксируется значительный рост религиозности, зачастую проявляющийся в формах фундаментализма и фанатизма.

Атеистическое мировоззрение в этих регионах признается преступлением, за которое может последовать наказание. Так, богоотступников в Пакистане может ожидать смертная казнь.

Возрастание роли религии в России

Атеистическое движение в России, странах СНГ можно охарактеризовать как неразвитое, вынужденное существовать в сложных условиях.

Читайте также:  Статистика смертности: основные причины и показатели по странам

После того как господствующая коммунистическая идеология, проповедующая официально атеизм, потерпела фиаско, идеологический маятник качнулся в противоположную сторону.

В общественном сознании стало превалировать неприятие атеизма. Сколько атеистов в России испытали на себе эти изменения, можно только предполагать.

Так, в стране фиксируется возрастание влияния Русской православной церкви (РПЦ), ее настойчивое и удачное сращивание с органами власти и управления. Более того, в общественном сознании фиксируется всплеск интереса к астрологии, лженаукам, мистическим верованиям.

Сколько верующих и атеистов в России

По информации, предоставленной СМИ от МВД РФ, которое осуществляет учет посредством мониторинга посещающих общественные религиозные мероприятия, верующих в России около 1 % населения.

Всего же в стране официально прошли регистрацию несколько десятков религиозных структур. Сколько атеистов в России на сегодня, объединенных в структуры, установить сложно. Большинство из них стараются не слишком афишировать свою деятельность, ограничиваясь активной работой в СМИ и Internet.

Количество лиц, которые состоят в них, неизвестно. Современные законы государства разрешают им не предоставлять сведения об их членах. Узнать точное количество, сколько атеистов в России, также невозможно.

Однако независимые социологические источники показывают следующую картину по российскому обществу.

К православным верующим относят себя чуть более 70 % взрослого населения страны. Верующими иных направлений христианской религии считают себя 1,2 % населения. Мусульмане, буддисты, иудаисты — это 6,65 % жителей России. 12,6 % — представители иных религий.

Сколько процентов атеистов в России? Статистика уверяет: 7,3 %.

  • Всероссийские независимые опросы также фиксируют, что наибольшее число лиц, относящих себя к атеистам, проживает в следующих регионах: Приморский край — 35 %; Алтайский край — 27 %; Республика Саха (Якутия) — 26 %; Новосибирская область — 25 %; Амурская область — 24 %.
  • Приведенные данные, возможно, неточны, однако в большей степени отражают реальную картину.
  • При этом осуществить подсчет того, сколько атеистов в России за всю историю государства, невозможно даже приблизительно.

Конституция России о религии и атеизме

Необходимо также отметить, что получить точную информацию о том, сколько атеистов в России, запрещает Конституция страны. Этим главным законом установлен светский характер государства. Какая-либо религия не может стать обязательной либо государственной.

Статья 19 Конституции устанавливает равенство всех религиозных структур перед законом, а также то, что от государства они отделены. 28-я статья гарантирует, что в стране установлено свободное вероисповедание. Каждый имеет право исповедовать любую веру, свободно ее и распространять, действовать в соответствии с ее нормами.

По религиозным признакам дискриминация в России запрещена. Конституционный закон подчеркивает, что никто не может быть принужден к участию в деятельности религиозных структур. Недопустимо вовлекать малолетних в религиозные объединения. Нельзя обучать их религиозным догмам вопреки их желанию и без согласия родителей.

Направления деятельности атеистических структур

В современной России атеистическое движение представлено рядом общественных организаций и неформальных объединений.

Свои основные цели деятельности они видят в защите светского устройства российского государства, воспрепятствовании клерикализации общества, в осуществлении публичной критики религии, их представителей, а также в защите атеистического мировоззрения, имеющего право на существование. Они активно используют возможности СМИ и Internet. Сколько атеистов в России задействовано в этой работе? Наверное, все.

Общеобразовательные направления деятельности атеистов

Общеобразовательные мероприятия представляют собой ряд направлений, посредством которых осуществляется охват как можно более значительной части населения. При этом атеисты стремятся побудить аудиторию к логическому мышлению, адекватному восприятию научных достижений, умению критически осмысливать так называемые сверхъестественные явления.

Общеобразовательные задачи реализуются атеистами с позиций научного метода, который объясняет устройство мира. При этом осуществляется работа, направленная на популяризацию знаний по истории религий. Раскрывается происхождение религиозных верований, в основе которых лежит исключительно человеческая деятельность.

Общественно-политическое направление

Общественно-политические задачи — это ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты светского характера общества. Вследствие того что основной религиозной структурой в России является РПЦ, упор деятельности атеистов направлен на недопущение усиления ее влияния в сферах государственной деятельности и общественной жизни.

При этом особое внимание уделяется:

  • недопущению проникновения религии в государственное образование;
  • противодействию попыткам вывести из школьных программ элементы эволюционных теорий либо осуществлять их преподавание совместно с религиозными дисциплинами;
  • формированию негативного отношения общества к попыткам сделать теологию дисциплиной ВАК (высшая аттестационная комиссия), что подразумевает признание ее официальной наукой;
  • принятию мер по противодействию внедрения в сознание общества мысли о том, что православие — это единственное правильное мировоззрение;
  • недопущению позиционирования православия как государственно образующей религии, вследствие чего формируется утверждение о том, что Россия — православное государство;
  • недопущению внедрения в законы страны религиозных догм, таких как запреты на аборты и т. п.;
  • проведению работы, направленной на запрет передачи религиозным структурам государственных зданий и сооружений, вследствие чего происходит выселение из них музеев, театров, организаций;
  • недопущению использования государственных средств в рекламе религиозных организаций. Исключению случаев участия представителей духовенства в государственных мероприятиях;
  • противодействию фактам закрепления религиозных (в основном православных) праздников в качестве государственных;
  • инициированию принятия государством норм, запрещающих использование в государственной символике религиозных терминов. В том числе и упоминание Бога в государственном гимне.

Заключение

Религия в современном мире – это реальность. Ей противостоит атеизм, являющийся системой взглядов, научно доказывающих отсутствие Бога и его участие в сотворении мира и человека. Сколько атеистов в России и верующих ежедневно сходятся в баталиях, трудно представить. И никто из них не признает правоту противостоящего.

В этом противостоянии Россия находится в неустойчивом состоянии, балансируя между противоположными мировоззрениями. При этом с большой степенью вероятности победа достанется внутренней религиозности, которая наилучшим образом приспособлена к современным реалиям.

Источник: https://labuda.blog/196154

Процент верующих и атеистов

Процент верующих и атеистов. 

В блоге Александра Никонова (a_nikonov ), в одном из постов под названием «Бог умирает» приводятся гэллаповские данные о проценте верующих в различных странах.

  «Опрос, проведенный компанией Gallup в 114 странах, указывает на то, что религия играет большую роль в обществе в бедных странах, чем в богатых. (…)   Самый высокий процент верующих был найден в таких странах, как Бангладеш, Нигерия, Йемен, Индонезия, Малави и Шри-Ланка, где положительно на вопрос о вере в бога ответили 99% опрошенных.

Эстония возглавила список наименее религиозных стран (16%). Затем следуют такие страны, как Швеция, Дания, Япония.  В Британии лишь 27% опрошенных оказались верующими людьми, в России – 34%. Во Франции — 30%, в Гонконге и Японии — по 24%, в Дании — 19%, в Швеции — 17%. В США эта цифра составила 65%.

  Опрос, в частности, показал, что каждая из наиболее религиозных стран имеет валовый внутренний продукт на душу населения менее 5 тыс. долларов. Между тем в странах с доходом на душу населения 25 тыс. долларов и выше в среднем лишь 47% считают религию значимой для себя.»А Никонов: «Так что у нас не все плохо. Скорее, даже хорошо.

Потому что Франция, которая считается просто воинственно атеистической страной, набрала 30%, лишь немного опередив Россию».

  Впрочем, возможно цифры по России, приведённые в блоге у А.Никонова не очень точны. Говорят, что Гэллап опрашивал только Москвичей и Петербуржцев. В газете «Троицкий вариант» № 15 от 3 августа 2010 г. (на стр. 5) приведены данные социологических опросов ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центра в динамике -с 2002 по 2010 г. Здесь PDF этого номера. Там количество верующих существенно выше.

  При этом, самыми неверующими категориями населения оказались учёные.

Так, по данным, приведённым в книге  Ричарда Докинза среди членов Национальной академии наук США верующих только 7 %, а 93 % — атеисты (это при том, что остальная часть США — не учёные — в большинстве своём религиозна, во всяком случае формально); среди членов Лондонского королевского общества верующих — 3,3 % (а с учётом верующих, но с оговорками 5 %), остальные 95 % — атеисты. Проводился ли подобный опрос среди российских учёных — не знаю. Но среди читателей «Науки и жизни» проводился: атеистами назвали себя 65 %. Да и без опроса — возьмите навскидку двух последних Нобелевских лауреатов — Жореса Алфёрова и Виталия Лазаревича Гинзбурга — оба атеисты. Только Гинзбург об этом говорил громко, а Жоресу Алфёрову, вероятно Устав КПРФ не позволяет, поэтому он о своём атеизме говорит реже и в основном на телеканале «Культура». 

  Таким образом, раз религиозность так сильно коррелирует (корреляция, разумеется обратная) и с экономическим благосостоянием и с интеллектуальным уровнем общества, то предлагаю Росстату ввести новый показатель для оценки социально-экономической политики в России.  Если число верующих растёт — ясно, что страна беднеет и глупеет, если наоборот — растёт число атеистов, то страна умнеет и богатеет. Назовём этот показатель «Коэффициентом Докинза-Никонова». :-))

Источник: https://f-husainov.livejournal.com/9549.html

Преступность среди верующих в 50 раз выше, чем у атеистов

Авторство: Contradeum

11.10.2015 Статьи/Криминал

В США проживает свыше 320 млн. человек. Из них 32 млн. — атеисты.

Лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы — 2,3 млн. Из них 75% — христиане.Около 25% — представители иных конфессий.

Атеисты же составляют лишь 0,2% от общего числа заключённых. То есть, всего 4600 зэков из общего числа атеистов США! Это примерно 1 преступник на 7000 добропорядочных граждан.

Иная картина у верующих. 320 млн. делим на 2,3 млн. и получаем примерно 140.

А это уже 1 преступник на 140 добропорядочных граждан.

Вывод поистине ошарашивающий! Уровень преступности среди верующих в 50 (!) раз выше, чем у атеистов!

  • Это не просто остроумное наблюдение, а тщательно установленный факт. Вот выдержки из одной статьи:
  • 10% американцев – атеисты 0,2% заключенных – атеисты

Почему это так? В нижеприведённой статье изложены 14 способов, которыми религия способствует преступности.

  1. Федеральное Тюремное Бюро, 1997 г.
  2. В «Новой криминологии» Макс Шлап и Эдвард Смит говорят о том, что уже два поколения людей, занимающихся криминальной статистикой, обнаружили что люди, не относящиеся ни к какой религиозной конфессии, составляют одну десятую процента от всех осужденных.
  3. Штайнер и Шванкара исследовали Канадские тюрьмы и обнаружили в них 1294 католика, 435 англиканцев, 241 методиста, 135 баптистов и 1 последователя унитарной церкви.
  1. В религиях часто есть понятие ада, где существуют вечные страдания в невообразимых масштабах. Этой идее учат маленьких детей. А им, чтобы принять идею о том, что некоторые из их близких людей будут гореть в аду вечно, нужно перестать сочувствовать этим людям. Даже религии, которые учат, что ад – только для людей, которые совершили действительно ужасные проступки, все равно принуждают людей отключать сострадание к другим людям. Раз человек, особенно ребенок, учится не сопереживать вечным мукам в аду, значит, он сможет делать то же самое и в реальном мире. Ведь касательно кратковременных страданий, это еще проще.
  2. Религиозные личности часто ощущают, что бог направляет их действия. Эти ощущения могут приходить во время молитвы, или быть обычным эмоциональным состоянием, что позволяет этим людям решать, что их эмоции и желания санкционированы богом. Таким образом, когда у них появляется желание причинить ущерб, они скорее всего убедят себя в оправданности таких поступков, по причине данности таких побуждений свыше, от господа.
  3. Если в обществе, или с каким-то человеком, что-то не так — с моральной точки зрения — религиозный человек может это списывать на то, что «пути господа неисповедимы». Это может привести к тому, что человек не будет проводить различия между добром и злом, веря в то, что все вокруг – часть Великого Плана.
  4. Религии часто учат, что человеку, чтобы иметь свою мораль, необходимо быть мотивированным понятиями рая и ада. Таким образом, у людей нет морального стимула вести себя хорошо без внешней мотивации.
  5. Если людям внушают, что ад и рай необходимы для существования моральных основ общества, из этого выходит, что нет логики в моральном поведении. То есть, на земле ничего не достичь хорошими поступками, и, точно так же, не будет немедленных последствий от плохих поступков.
  6. Религии часто учат тому, что вера в бога и молитва – вопросы морали. Так что, преступник может думать, что он искупит свои грехи просто усердно помолившись.
  7. Часто людям говорят, что религия «приведет их к добру», и некоторые люди принимают это на веру, подразумевая, что это происходит автоматически. Они не осознают при этом необходимость собственной силы воли и не учатся работать со своими собственными эмоциями, т.к. продолжают ожидать, что с ними все произойдет само собой, посредством восхваления или чтения святого письма.
  8.  Если человек уже верит, что ему суждено отправиться в ад, и считает, что у него уже нет способа искупить свои грехи, тогда его уже ничего не останавливает от совершения любых действий, которые ему вздумаются.
  9. Понятие первородного греха усиливает мысль о том, что мы неспособны противостоять нашим преступным побуждениям.
  10. Религии учат людей следовать церкви, проповеднику, святому писанию и т.д. Это может создавать у людей внутреннее стремление позволять решать другим говорить им, что плохо, а что хорошо. Это их делает более подверженными пропаганде или давлению со стороны сверстников.
  11. Люди учатся на том, что видят. Они имитируют других вокруг себя, особенно, тех людей, которые им кажутся лучше, чем они сами. Это касается и персонификации самого бога. Такая реакция часто полностью подсознательна. Когда они видят, сколько бог привносит страданий в этот мир, когда они видят, какие ужасные вещи он делает в религиозных текстах, это может создать неощутимое подсознательное желание совершать подобные действия.
  12. Понятие зла часто применяется по отношению к отдельным личностям. Легко и удобно верить в то, что серийные убийцы одержимы сильным и непобедимым злом, привнесенным высшей силой. Проблема, когда понятие зла переносится на других людей, не столь ужасна. Когда вы принимаете идею, что сверхъестественное зло присутствует на планете, вам легче поверить, например, что ваша жена, изменившая вам и разбившая сердце – воплощение зла. Это может заложить основу оправданной мести такому человеку. Когда мы верим, что люди являются воплощением зла, это снижает нашу веру в способность повлиять на этого человека, т.к. мы верим, что плохие поступки исходят из всемогущего сверхъестественного источника.
  13. Существуют численные логические аргументы не совершать преступление или другие опасные действия. Если вы посмотрите на долгосрочные последствия для человека от совершения преступления и проанализируете их, основываясь на чистой, хладнокровной, а то и эгоистичной логике, то поймете, что совершение большинства преступлений не имеет смысла. Однако, иногда, наши кратковременные эмоции говорят нам иначе. У нас может возникать желание, например, отомстить кому-то или украсть что-то, что нам очень очень нужно. Религиозный человек менее подвержен хладнокровной логике, и, таким образом, меньше думает о реальном мире и долгосрочных последствиях своих действий.
  14. Когда людей учат, что загробная жизнь вечна и намного важнее, чем земное царство, или что наш мир не имеет смысла без загробного существования, это обесценивает наш мир и его людей. Это позволяет преступнику находить оправдания своим действиям. Ведь, если сравнивать с вечностью, легко утверждать, что обычное преступление попросту незначительно.
Читайте также:  Разведение собак как бизнес для любителей животных

Посмотреть и оставить отзывы (297)

Последние публикации на сопряженные темы

  • Воровство в храме
  • Пьяный духовник Федора Емельяненко устроил ДТП
  • Бог дал – бог взял
  • Религиозный фанатик поставил крест на родных
  • Религиозный фанатик зарезал свою семью в Москве

    Пришествий на страницу: 3485

  • Источник: http://www.ateism.ru/article.htm?no=2360

    Много ли атеистов в России?

    Никто точно не знает, дело мутное, и люди часто не готовы быть искренними в этом вопросе, но есть некая статистика. Итак, православие. РПЦ очень любит говорить о нескольких десятках миллионов православных в РФ, дескать 75% опрошенных назвали себя православными. В реальности людей хоть как то посещающих церковь, соблюдают пост и т.д.

    ну даже по вциомовским опросам не более 10%, МВД как то считало количество людей посещающих церковь по крупным праздникам, и насчитала не более 4%. Можно делать вывод что даже при всех самых оптимистических прогнозах православными можно назвать ну 10%, ну 15%.

    С исламом примерно та же картинка, только с учетом того что только 10% формально относятся к народам исповедующим ислам, то выйдет что реальных мусульман ну 5-7%. Итого 20, в крайнем случае 25% граждан хоть как то можно отнести к религиозным. А вот атеистами себя называют от 5 до 12%, в зависимости от авторов опроса и самого текста вопроса.

    В этом раскладе интересно то что минимум 60% вообще как бы не интересуются религией, они готовы надеть крестик, или магендовид, съесть пасху или мацу, но в принципе им все равно что там с религией происходит. Как то так.

    Я сразу скажу, что подсчеты очень варьируются от 7% до 12%, это очень приблизительная цифра, потому что понятие атеизма неоднозначно. Атеизмом считают отрицание бога и отрицание религиозности какой бы то ни было.

    Но формой атеизма можно также считать и формальное существование в какой-либо конфессии, но при этом осуществление ряда практик, которые эти конфессии отрицают – магизм, обращение к гороскопам.

    Очень многие не могут дать до конца точного ответа о числе атеистов, потому что изначально мы должны понять, что именно мы подразумеваем под термином атеизм. 

    Кроме того, есть концепция, что атеизм – это форма веры. Негативной веры, в том, что бога нет, но люди исповедуют очень стойкие убеждения и следуют воззрениям. Поскольку проводится работа в СМИ, разъяснения на базовом уровне, число атеистов неуклонно снижается.

    Очень многие люди относят себя либо к традиционной конфессии, либо считают себя нью-эйджерами — последователями некой надмировой религии, формы магических верований. Нью-эйдж — это система верований, которая говорит о соединении религий — это эклектика христианских, индуистских верований. Поэтому очень трудно сказать, кто причисляет себя к атеистам.

    Я думаю, что чистых атеистов сейчас около 2% и речь идет скорее о нигилизме, чем об атеизме — о полном отрицании божественного, отрицании любых материй, кроме грубых.

    Атеизм по сути дела, если мы обратимся к словарю — отрицание бога и религиозности. Формой религиозности можно признать любые практики, веру в высшее, в судьбу, и тогда если человек верит в гороскопы, экстрасенсов, сверхъестественное — мы не можем назвать его атеистом. Некоторые верят в перерождение, реинкарнацию, другие формы жизни.

    В России очень большой процент людей которые причисляют себя к церкви, они крещеные, их от 60 до 80%, но они могут не быть практикующими верующими, таких не менее двух третей.

    Для начала нужно определиться с понятиями. Есть схожие, но не одинаковые вещи, которые часто путают.

    Агностик — это человек, который вообще не имеет никакого суждения по поводу наличия или отсутствия сверхъестественного. При этом могут быть два варианта — либо человек вообще всеми такими темами не заморачивается, либо думал, искал, но так никакого ответа для себя не нашёл.

    Антиклерикал — это человек, который негативно относится к организованной форме религиозности, т.е. к сообществам, объединяющим верующих в тех или иных религиях.

    Церковь — в христианстве, умма — в исламе, синагога — в иудаизме, и так далее.

    Антиклерикал уверен, что подобные объединения верующих ухудшают как жизнь самих верующих, так и жизнь всех остальных, а поэтому с такими объединениями нужно бороться, всячески понижать их авторитет и влияние.

    Атеист — это человек, который убеждён в отсутствии каких-либо сверхъестественных начал в мире и считает необходимым убедить в этом и тех, кто придерживается иной позиции. Личное неверие ещё не делает из человека атеиста, потому что атеисту присуща активная позиция, присуще стремление не просто молча отвергать религиозную веру, но и противодействовать ей.

    Так вот, если так определить понятия, то окажется, что настоящих атеистов в современной России очень мало. Уже хотя бы потому, что людей с активной жизненной позицией, с чётким мировоззрением вообще мало, а уж атеистов среди них явно не большинство.

    Чаще всего за атеистов принимают антиклерикалов, тем более, что те сами обычно называют себя атеистами. Но при ближайшем рассмотрении у них, чаще всего, обнаруживается в голове такая мировоззренческая каша, такая эклектика, что ни о каком атеизме и речи нет.

    Если подходить к определению «атеизма» с достаточной степенью строгости, то как таковых атеистов в России окажется не очень много, — как, впрочем, и в любом другом обществе.

    Людей, которые действительно уверены, что бога нет и, главное, что они могут это доказать, — мало.

    Конечно, есть представители так называемого «слабого атеизма», но они уже настолько близки к агностикам или обычным неверующим, что практически от них неотличимы.

    Сложно приводить конкретные цифры без ссылок на соответствующие исследования, но лично по моему мнению, атеистов в России меньше 1%.

    Впрочем, и настоящих верующих тоже крайне мало, — думаю, что есть смысл говорить о 5% православных и таком же количестве христиан других конфессий.

    Еще есть какое-то количество мусульман и представителей других религий, но основная масса населения современной России относится к представителям смешанных мировоззрений, то есть по сути все они являются неверующими.

    Источник: https://TheQuestion.ru/questions/186307/image_src

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector