Статистика фсб: результаты деятельности службы безопасности

Ещё с древних времён у каждой страны была своя боевая мощь- армия. Она вела открытые боевые действия, и предотвращала конфликты между странами. Но были и секретные подразделения, которые отвечали за слежку и скрытное наблюдение за контрструктурами противника. Работа этой отрасли всегда оставалась сзади, и не афишировалась, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Статистика ФСБ: результаты деятельности службы безопасности

Но со временем такие структуры появлялись во всех странах, и уже не для кого не было секретом их существование.

Разведка Российской Федерации

ФСБ- Федеральная Служба безопасности. Если смотреть с юридической точки зрения, это – исполнительный орган власти. Также он является военным, а все работники солдатами.

Самые странные и специфичные задания – как раз работа этой службы. что проверяет ФСБ? Следит за безопасностью внутри страны. Руководителем этой отрасли является действующий президент РФ. А делает он это через главу безопасников. На 2018 год это Александр Васильевич Бортников.

Сколько всего в этой структуре служащих простой гражданский не узнает. Информация тщательно засекречена, и за её разглашение человека ждет суд.

Очень много историй и сказок можно найти на просторах интернета, в сторону ФСБ. Начала свою деятельность служба в 1993 году, по указу главы РФ. Но прототипы существовали ещё давно, даже во времена Руси.

В СССР работу службы безопасности исполняло НКВД, не нужно объяснять что это за орган.
Самая известная реорганизация произошла в 2003 году. В состав безопасников включили пограничную службу, и сократили 8 человек с поста заместителя директора.

Орган работает не сам по себе, а следуя определённым законам и нормативным актам, это регулирует законность производимых службой действий.

Что делает ФСБ?

Охраняет безопасность всей страны в целом. В эти параметры входит и борьба с терроризмом, и контрразведка, устранение влиятельных преступных баронов, и т.п.

Есть там и военные отряды специального назначения, которые ведут реальные боевые действия.
Названия этих отрядов следующие:

Первый специализируется на освобождении заложников, и захвате террористов, а второй полностью засекречен. Неизвестно ничего ни о его деятельности, ни о составе бойцов.  Но ходят слухи, что специализация группы – работа за границей.

Статистика ФСБ: результаты деятельности службы безопасности

Попасть в эти отряды достаточно сложно, придется не только окончить спец. училище и дослужится до звания. Но и пройти умственную/физическую подготовку. В такие элитные отряды попадают только лучшие. И не всегда служба в них приносит только счастье.

Также в России существует специальная академия, в которой готовят офицеров ФСБ. Но и при образовании в любом военном ВУЗе попасть туда будет намного легче. И не стоит думать, что вам сразу дадут доступ к секретным данным и заставят расписать тысячи подписок.

Большая часть работников – обычные солдаты. Которые за весь срок работы не получали никаких сведений кроме известных широкому кругу лиц.

Кроме военных и разведывательных структур существуют так же научные, и экономические. Обе достаточно интересны. В первой ведутся разработки химического оружия, и анализируются улики типа бомб террористов.

Во второй следят за “денежной” безопасностью страны, и занимаются коррупцией в высших эшелонах власти.

Также свои прокуроры ФСБ занимаются расследованием и рассмотрением дел по государственной измене. Эти задачи в компетенции исполнять только они.

Совсем недавно был создан раздел службы, по информационной безопасности и криптографическим средствам. Там разбираются с ключами шифрования, и отбивают атаки хакеров на важные государственные сайты.

Ещё интернет-безопасники занимаются вычислением преступников, с помощью новейших технологий.

В заключении можно сделать вывод, шанс что простого человека с улицы возьмут работать в ФСБ очень маленький.

Но если вы чувствуете, что служба в данной структуре – мечта всей жизни, то непременно стоит попробовать получить специализированное образование и устроится на работу.

При должном старании и желании можно добиться любой должности, но не стоит забывать, что работая на ключевых званиях, вам могут запретить некоторые действия, включая выезд из страны.

Источник: https://o-fsb.ru/polnomochiya-i-deyatelnost-fsb/

Курсовая работа: Федеральная служба безопасности РФ

Статистика ФСБ: результаты деятельности службы безопасности

Тема: Федеральная служба безопасности РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Курсовая работа | Размер: 41.19K | Скачано: 185 | Добавлен 10.11.10 в 16:16 | Рейтинг: +10 | Еще Курсовые работы

Вуз: Тульский государственный педагогический университет

Год и город: Тула 2009

Содержание Введение Глава 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение 1.1. История создания органов ФСБ РФ 6 1.2. Система органов федеральной службы безопасности 6-8 1.3. Правовая основа деятельности органов федеральной службы безопасности 9 1.4. Принципы деятельности органов федеральной службы безопасности 9 1.5.

Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности 10 Глава 2. Деятельность органов федеральной службы безопасности 2.1. Контрразведывательная деятельность 11-12 2.2. Борьба с преступностью 12 2.3. Разведывательная деятельность 13 2.4. Деятельность ФСБ в Вооруженных Силах РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ 13-14 Глава 3.

Результаты деятельности ФСБ за 2008 год 3.1. В области контрразведки 15 3.2. В области борьбы с терроризмом 16 3.3. В информационной сфере 16-17 3.4. В области борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями 17 Глава 4. Полномочия ФСБ 4.1. Обязанности органов федеральной службы безопасности 18-19 4.2.

Права органов федеральной службы безопасности 19-22 Список литературы Примечания

  • Заключение
  • Введение

В настоящее время в Российском обществе большую роль, большее значение имеют вопросы безопасности государства и общества. На первый план ставятся такие элементы механизма государства как органы и учреждения безопасности.

Поэтому я считаю, что исследование такой темы, как Федеральная служба безопасности, её положение в механизме государства и представляет особую ценность.

Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным образованием, во многом определяет его роль в осуществлении работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, которая определяет положения разбираемого мной вопроса.

Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.

  1. Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса об органах федеральной службы безопасности.
  2.   В процессе достижения поставленной цели я ставлю следующие задачи:
  3. — рассмотреть исторический аспект возникновения Федеральной службы безопасности;
  4. — раскрыть структуру, принципы, правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности;
  5. — определить основные направления деятельности Федеральной службы безопасности;
  6. — раскрыть обязанности и права органов Федеральной службы безопасности, а также сотрудников органов Федеральной службы безопасности;
  7. — рассмотреть результаты деятельности ФСБ за 2008 год в различных областях деятельности.
  8. 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение
  9. Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Госу­дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков.

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руко­водство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непо­средственно реализует основные направления деятель­ности органов федеральной службы безопасности. ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяет­ся правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответству­ющих должностных лиц. Однако, в отличие от боль­шинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органа­ми, но и орган, непосредственно реализующий основ­ные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Фе­дерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии.

Директору ФСБ России поручается управление органами федеральной службы безопасности и органи­зация их работы, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федераль­ных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции об угрозах безопасности Российской Федерации.

Источник: https://studrb.ru/works/entry7628

Статистика репрессивной деятельности органов безопасности ссср на период с 1941 по 1943 гг

1941 год

Сведения о числе лиц привлеченных к уголовной ответственности за особо опасные государственные преступления

Участие в антисоветских политических партиях, организациях и группах 23648
Терроризм 4435
Повстанчество и политбандитизм 4704
Измена Родине 13737
Диверсия 13177
Параженцы и распостранители провакационных слухов 47987
Итого: 107688
Привлечено к ответственности за уголовные преступления 101327
Всего: 209015

Осуждено к ВМН – 23786 чел.

1942 год

Движение обвиняемых, привлеченных по следственным делам

Оставалось следственных арестованных и привлеченных без ареста на первое число отчетного периода 57064
ПРИБЫЛО ЗА ГОД
  • ВСЕГО
  • из них:
  • Арестовано
  • Привлечено без ареста
  • Прибыло по возвращенным на доследование делам
  • Прибыло по делам, переданным из других органов
  1. 238631
  2. 190957
  3. 6283
  4. 19998
  5. 21393
ВЫБЫЛО ЗА ГОД
  • ВСЕГО
  • из них:
  • Направлено по подсудности
  • из них
  • Через прокурора в суд
  • В Особое Совещание
  • Умерло
  • Бежало
  • Освобождено по прекращенным в процессе следствия делам
  • Направлено в др. органы
  1. 266028
  2. 218134
  3. 140587
  4. 77547
  5. 10084
  6. 661
  7. 18167
  8. 18982
ОСТАЛОСЬ В СЛЕДСТВИИ НА ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Привлеченных 28563
В том числе арестованных 27826
Читайте также:  Обеспечение по кредиту: что может выступать в качестве залога

Осуждено по мерам наказания судебными органами, Особым Совещанием и Особыми отделами НКВД

  • ОСУЖДЕНО
  • ВМН
  • Лишение свободы (лет): свыше 10
  • от 6 до 10 включит.
  • до 5 включит.
  • Ссылка, высылка
  • Отправлено на фронт с приостанов. исполнения приговора
  • Принудительные работы
  • Прочие меры
  • ОСВОБОЖДЕНО (прокуратурой и судами)
  1. 157804
  2. 26501
  3. 809
  4. 79101
  5. 19776
  6. 7078
  7. 22260
  8. 515
  9. 1764
  10. 6327
ВСЕГО 164131

Осуждено по решениям судебных органов

Осуждено Освобождено Всего
Военная Коллегия Верховного суда СССР 336 36 372
Военные Трибуналы 49628 2053 51681
Республикан., краевые и областные суды 19169 786 19955
Особое совещание НКВД СССР 46975 587 47562
Линейные суды 88 3 91
Народные и другие суды 2745 226 2971
Прокуратура (только освобождено) 1065 1065
Особые отделы НКВД 439 74 513
По указу НКВД СССР 5 5
По указу ОО НКВД СССР 24 24
Жел. дор. бригады 59 1 60
По постановлению ГКО от 16/I-42 6 6

Источник: http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm!id=10318100%40fsbPublication.html

Федеральная служба безопасности

  •       Содержание 
  •       Введение
  •       Глава 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение

      1.1. История создания органов ФСБ 
РФ..……………………………………………….….5

      1.2. Система органов федеральной 
службы безопасности…………………………………5

      1.3. Правовая основа деятельности 
органов федеральной службы безопасности……….7

      1.4. Принципы деятельности органов 
федеральной службы безопасности………………8

      1.5. Правовой статус сотрудников 
Федеральной службы безопасности…………………8

      Глава 2. Деятельность органов федеральной службы безопасности

      2.1. Контрразведывательная деятельность…………………………………………………10

      2.2. Борьба с преступностью…………………………………………………………….….11

      2.3. Разведывательная деятельность……………………………….……………………….12

      2.4. Деятельность ФСБ в Вооруженных 
Силах РФ и  в системе 
обеспечения национальной безопасности РФ…………………………………………………………………………..…………12

      Глава 3. Полномочия ФСБ

      3.1. Обязанности органов федеральной службы безопасности…………………….……..14

      3.2. Права органов федеральной службы безопасности…………………………..………15

      Заключение…………………………………………………………………………………..19

      Список 
литературы………………………………………………………………………….20

      Введение 

      В настоящее время в Российском обществе большую роль, большее значение имеют вопросы безопасности государства и общества. На первый план ставятся такие элементы механизма государства как органы и учреждения безопасности.

Поэтому я считаю, что исследование такой темы, как Федеральная служба безопасности, её положение в механизме государства и представляет особую ценность.

Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным образованием, во многом определяет его роль в осуществлении работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, которая определяет положения разбираемого мной вопроса.

      Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.

  1.       Целью моего реферата является рассмотрение вопроса об органах федеральной службы безопасности.
  2.         В процессе достижения поставленной цели я ставлю следующие задачи:
  3.       — рассмотреть исторический аспект 
    возникновения Федеральной службы 
    безопасности;
  4.       — раскрыть структуру, принципы, правовую 
    основу деятельности Федеральной службы безопасности;
  5.       — определить основные направления деятельности Федеральной службы безопасности;
  6.       — раскрыть обязанности и права 
    органов Федеральной службы безопасности, а также сотрудников органов Федеральной службы безопасности;   
       
  7.       1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение 
  8.       Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков.

      Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

      Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии.

      Директору ФСБ России поручается управление органами федеральной службы безопасности и организация их работы, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Источник: https://www.stud24.ru/state-theory/federalnaya-sluzhba-bezopasnosti/215043-629292-page1.html

66. Федеральная служба безопасности рф

Федеральная
служба безопасности

(ФСБ) – федеральный орган исполнительной
власти, непосредственно реализующий
основные направления деятельности
органов Федеральной службы безопасности,
осуществляющий в пределах своих
полномочий государственное управление
в сфере обеспечения безопасности
Российской Федерации и координирующий
контрразведывательную деятельность
федеральных органов исполнительной
власти, имеющих право на ее осуществление.

Нормативным
правовым актом, специально предназначенным
для регулирования организации и
деятельности ФСБ рФ, является Указ
Президента рФ от 11 августа 2003 г. № 960
«Вопросы Федеральной службы безопасности
Российской Федерации» с последующими
изменениями и дополнениями.

  • Органы
    ФСБ образуют единую централизованную
    систему органов Федеральной службы
    безопасности и пограничных войск, в
    которую входят:
  • – ФСБ
    РФ;
  • – управления
    (отделы) ФСБ по отдельным регионам и
    субъектам РФ (территориальные органы
    безопасности);
  • – управления
    (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ,
    войсках и иных воинских подразделениях,
    а также в их органах управления (органы
    безопасности в войсках);

– управления
(отряды, отделы) ФСБ по пограничной
службе (пограничные органы). Территориальные
органы безопасности и органы безопасности
в войсках непосредственно подчиняются
ФСБ РФ.

  1. Руководство
    деятельностью ФСБ РФ осуществляет
    Президент РФ.
  2. Федеральную
    службу безопасности возглавляет директор
    на правах федерального министра,
    назначаемый на должность Президентом
    РФ.
  3. Важнейшие
    вопросы деятельности федеральных
    органов безопасности рассматриваются
    на заседаниях коллегии, состав которой
    утверждает Президент РФ.
  4. Основными
    задачами ФСБ РФ являются:
  5. – управление
    органами и войсками, а также организация
    их деятельности;
  6. – руководство
    органами Федеральной службы безопасности
    и подчиненными им подразделениями, а
    также организация их деятельности;
  7. – информирование
    Президента РФ, Председателя Правительства
    РФ об угрозах безопасности РФ;
  8. – обеспечение
    защиты сведений, составляющих
    государственную тайну;
  9. – выявление,
    предупреждение и пресечение разведывательной
    и иной деятельности спецслужб и
    организаций иностранных государств,
    отдельных лиц, направленной на нанесение
    ущерба безопасности РФ;
  10. – координация
    осуществляемых федеральными органами
    исполнительной власти контрразведывательных
    мероприятий и мер по обеспечению
    собственной безопасности;
  11. – организация
    выявления, предупреждения, пресечения
    и раскрытия преступлений, осуществление
    досудебного производства по которым
    отнесено к ведению органов и войск;
  12. – во
    взаимодействии с органами Службы внешней
    разведки добывание и обработка в пределах
    своих полномочий разведывательной
    информации, проведение мероприятий по
    обеспечению безопасности учреждений
    и граждан РФ за ее пределами;
  13. – осуществление
    силами органов пограничной службы и
    пограничных войск мер по охране
    Государственной границы РФ, территориального
    моря, континентального шельфа и
    исключительной экономической зоны РФ;
  14. – обеспечение
    борьбы с террористической и диверсионной
    деятельностью.
  15. Для
    выполнения основных задач ФСБ РФ наделена
    соответствующими полномочиями.
  16. ОСНОВНЫЕ
    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ
    РФ
  17. Основные
    направления деятельности органов ФСБ
    РФ включают контрразведывательную
    деятельность, борьбу с преступностью
    и разведывательную деятельность.
  18. Контрразведывательная
    деятельность
     –
    деятельность органов Федеральной службы
    безопасности в пределах своих полномочий
    по выявлению, предупреждению, пресечению
    разведывательной и иной деятельности
    специальных служб и организаций
    иностранных государств, а также отдельных
    лиц, направленной на нанесение ущерба
    безопасности Российской Федерации.
  19. Основаниями
    для осуществления органами ФСБ
    контрразведывательной деятельности являются:
  20. – наличие
    данных о признаках разведывательной и
    иной деятельности специальных служб и
    организаций иностранных государств, а
    также отдельных лиц, направленной на
    нанесение ущерба безопасности Российской
    Федерации;
  21. – необходимость
    обеспечения защиты сведений, составляющих
    государственную тайну;
  22. – необходимость
    изучения (проверки) лиц, оказывающих
    или оказывавших содействие органам ФСБ
    на конфиденциальной основе;
  23. – необходимость
    обеспечения собственной безопасности.

Перечень
оснований для осуществления
контрразведывательной деятельности
является исчерпывающим и может быть
изменен или дополнен только федеральными
законами. В процессе контрразведывательной
деятельности органы Федеральной службы
безопасности могут использовать гласные
и негласные методы и средства, особый
характер которых определяется условиями
этой деятельности.

  • Борьба
    с преступностью
     в
    соответствии с законодательством
    включает оперативно-розыскные мероприятия
    по выявлению, предупреждению, пресечению
    и раскрытию шпионажа, террористической
    деятельности, организованной преступности,
    коррупции, незаконного оборота оружия
    и наркотических средств, контрабанды
    и других преступлений, дознание и
    предварительное следствие по которым
    отнесены законом к их ведению, а также
    по выявлению, предупреждению, пресечению
    и раскрытию деятельности незаконных
    вооруженных формирований, преступных
    групп, отдельных лиц и общественных
    объединений, ставящих своей целью
    насильственное изменение конституционного
    строя Российской Федерации.
  • На
    органы Федеральной службы безопасности
    федеральными законами и иными нормативными
    правовыми актами федеральных органов
    государственной власти могут возлагаться
    и другие задачи в сфере борьбы с
    преступностью.
  • Разведывательная
    деятельность
     осуществляется
    органами ФСБ в пределах своих полномочий
    и во взаимодействии с органами внешней
    разведки РФ в целях получения информации
    об угрозах безопасности Российской
    Федерации.
  • Порядок
    и условия взаимодействия органов
    Федеральной службы безопасности и
    органов внешней разведки РФ устанавливаются
    на основании соответствующих соглашений
    между ними или совместных нормативных
    актов.
  • Порядок
    проведения разведывательных мероприятий,
    а также порядок исполнения негласных
    методов и средств при осуществлении
    разведывательной деятельности
    определяются нормативными актами ФСБ
    РФ.
  • Сведения
    об организации, о тактике, методах и
    средствах осуществления разведывательной
    деятельности составляют государственную
    тайну.

Источник: https://studfile.net/preview/6020844/page:54/

Анализ законодательства о деятельности ФСБ России

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. органы федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Читайте также:  Статистика детей: численность подрастающего поколения

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.4 Федерального закона об органах ФСБ).

Для действенного анализа законодательства о деятельности ФСБ РФ, следует затронуть Указ Президента РФ от 19 декабря 1991 г. «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР». В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.

и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации было постановлено образовать Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР.

Создание данного министерства было осуществлено на базе упраздняемых Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР. Спустя год возникли проблемы в реализации Указ Президента РФ от 19 декабря 1991 г.

«Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», в частности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуясь частью первой статьи 165 Конституции РСФСР, пунктом 1 части второй статьи 1, пунктом 3 части первой и частью второй статьи 57 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (опубликован в «Российской газете», N 284 — 285, 25 декабря 1991 года).

Поводом к рассмотрению дела, согласно части четвертой статьи 58 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», послужило ходатайство народных депутатов Российской Федерации о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», при издании которого, по их мнению, Президент вышел за пределы своих полномочий, нарушив статьи 72, 104 и 121.5 Конституции РСФСР.

Основанием к рассмотрению дела, согласно пунктам 5 и 6 части первой и части второй статьи 58 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли данный Указ установленному в Российской Федерации разделению законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленному Конституцией РСФСР разграничению компетенции между высшими органами государственной власти и управления.

Конституция РСФСР не предоставляет Президенту права образовывать министерства. Президент имеет право назначать Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, назначать и освобождать от должности министров, руководителей комитетов и ведомств (пункты 4 и 5 статьи 121.5).

Как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти Президент принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности (пункт 11 статьи 121.5), осуществляет иные полномочия, если они возложены на него Конституцией и законами Российской Федерации (пункт 16 статьи 121.

5).

Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1830-1 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» и N 1831-1 «О правовом обеспечении экономической реформы» предоставили Президенту право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти (пункт 2 постановления N 1830-1), а также право издавать указы по вопросам компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов (пункт 3 постановления N 1831-1), установив одновременно условия и пределы осуществления этих полномочий. Во-первых, ограничен их срок: Президент вправе решать вопросы реорганизации только в период проведения радикальной экономической реформы и лишь до принятия Закона РСФСР «О Совете Министров РСФСР» (пункт 2 постановления N 1830-1). Во-вторых, установлена обязательность представления проектов указов Президента, если они противоречат действующим законам Российской Федерации, в Верховный Совет, а в период между сессиями — в Президиум Верховного Совета (пункт 3 постановления N 1831-1).

Тем самым был создан особый механизм предварительного контроля со стороны Верховного Совета за соответствием проектов указов Президента, в том числе по вопросам компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, Конституции и законам Российской Федерации.

Этот временный порядок призван обеспечивать соблюдение требований статьи 121.

8 Конституции РСФСР, согласно которой указы Президента не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, и является элементом системы сдержек и противовесов, присущей принципу разделения властей, закрепленному и в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Таким образом, указанные постановления Съезда народных депутатов, с учетом требований статей 184 и 185 Конституции РСФСР, не вносят изменений в Конституцию, не дополняют ее и, следовательно, не затрагивают установленных ею правомочий Съезда народных депутатов, а также Верховного Совета как постоянно действующего законодательного, распорядительного и контрольного органа.

Съезд народных депутатов ограничил сферу самостоятельного решения Президентом вопросов реорганизации структуры высших органов исполнительной власти случаями, когда проекты указов о такой реорганизации не противоречат действующим законам Российской Федерации. Использование Президентом прав, предоставленных ему указанными постановлениями, не должно подменять соответствующих конституционных полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

В полном соответствии со своими конституционными полномочиями Верховный Совет Российской Федерации 26 декабря 1991 года принял постановление «Об Указе Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», в котором предложил Президенту отменить названный Указ. Данное постановление является прямым выражением воли Верховного Совета реализовать свои полномочия в этой сфере. Подтверждением воли законодателя является и факт принятия Верховным Советом в первом чтении Закона РСФСР «О безопасности».

Однако Указ Президента от 19 декабря 1991 года, вопреки пункту 16 части первой статьи 109 Конституции РСФСР, в данном случае фактически лишил Верховный Совет возможности участвовать в разработке основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности страны (к которым относится и реорганизация органов безопасности).

Указ Президента от 19 декабря 1991 года предусматривает реорганизацию структуры и функций органов, деятельность которых, будучи направлена на охрану прав граждан, связана в то же время с реальными ограничениями конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (статьи 52, 53, 54 Конституции РСФСР). Указ непосредственно затрагивает сферу обеспечения конституционных прав и свобод, которая отнесена к ведению высших органов государственной власти (пункт 7 части первой статьи 109 Конституции РСФСР). Регулирование этой сферы Указом Президента без участия и тем более вопреки воле Верховного Совета не соответствует установленному Конституцией РСФСР разграничению полномочий между высшими органами государственной власти и управления.

  • Рассматриваемый Указ противоречит пункту 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года N 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции», который предусматривает разукрупнение Министерства внутренних дел и передачу многих его функций в ведение других органов.
  • Указ находится в противоречии и с положениями постановления Верховного Совета от 18 декабря 1991 года, концептуально закрепившего при одобрении в первом чтении Закона РСФСР «О безопасности» невозможность совмещения в одном органе государственного управления функций обеспечения государственной и общественной безопасности.
  • Сохраняя за создаваемым объединенным Министерством безопасности и внутренних дел функцию следствия, Указ не соответствует постановлению Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года N 1801-1, которым одобрена Концепция судебной реформы, предусматривающая необходимость отделения оперативно-розыскных служб от следственного аппарата и организационного выделения следственного аппарата из структур прокуратуры, МВД и АФБ (КГБ).
  • Следовательно, Президент, издав Указ от 19 декабря 1991 года, противоречащий названным законодательным актам, превысил предоставленные ему полномочия.

Таким образом, в Указе Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» допущены отступления от положений, содержащихся в пунктах 6, 7, 9, 16 части первой статьи 109, пункте 16 статьи 121.5, статьях 121.8, 130, 184 и 185 Конституции РСФСР.

Конституционный Суд РСФСР руководствуясь частью четвертой статьи 6, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 64 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», Конституционный Суд Российской Федерации признал Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» не соответствующим Конституции РСФСР с точки зрения установленного в Российской Федерации разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленного Конституцией РСФСР разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации.

Согласно частям второй, четвертой и пятой статьи 65 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» с момента вступления в силу настоящего постановления Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», указ был признан недействующим.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (ст.5 Федерального закона об органах ФСБ).

12 апреля 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», которым Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России).

Функции ФСБ России в соответствии с законом:

Читайте также:  Кредитная карта сбербанка: тарифы и условия использования

контрразведывательная деятельность;

борьба с преступностью (шпионажем, терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой и др.

), а также выявление, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью; разведывательная деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральной службе безопасности Российской Федерации придан статус федеральной службы.

«Для целей настоящего Указа придать Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации статус федеральной службы, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации — статус федерального агентства».

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. В Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» уточняется структура Федеральной службы безопасности и предписывается ее руководству провести реорганизацию Службы в соответствии с этими уточнениями.

В целях повышения эффективности деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации Президент РФ постановил:

  • 1. Образовать в Федеральной службе безопасности Российской Федерации самостоятельные подразделения — службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, упразднив департаменты указанной Федеральной службы.
  • 2. Установить, что службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации состоят из департаментов и управлений.

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации имеет одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя — руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и двух заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.

На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Источник: https://studwood.ru/663808/pravo/analiz_zakonodatelstva_deyatelnosti_rossii

Федеральная служба безопасности Российской Федерации — это… Что такое Федеральная служба безопасности Российской Федерации?

Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.[2] Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.[2] Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

Код номерных знаков транспортных средств ФСБ России — 10.[3]

История

21 декабря 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России).

3 апреля 1995 года Президент подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года.

В соответствии с ним ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г.

соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти [4]. Этим же указом были утверждены положение о службе и структуре её центрального аппарата, повторявшей структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, а секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов [5].

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации В. В. Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы Российской Федерации и часть функций ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) [6].

Направления деятельности

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»,[2] деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.[2]

Контрразведывательная деятельность

Эмблема Департамента военной контрразведки ФСБ, 2008

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации[2].

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.[2] На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.[2]

Разведывательная деятельность

Разведка — деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками.

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».[2]

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:[2]

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:[2]

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов ФСБ

К органам федеральной службы безопасности относятся:[2]

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) ФСБ России в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях,
  • Пограничная служба Российской федерации, а также управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные, железнодорожные,[источник не указан 156 дней] автотранспортные[источник не указан 156 дней] подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России

Директор ФСБ Александр Бортников

Основная статья: Руководство ФСБ России

Директор:

  • Бортников, Александр Васильевич

Первые заместители директора:

  • Проничев, Владимир Егорович
  • Смирнов, Сергей Михайлович

Заместители директора :

  • Горбунов, Юрий Сергеевич — статс-секретарь
  • Кулишов, Владимир Григорьевич — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета
  • Купряжкин, Александр Николаевич

См. также

Примечания

  1. Spionage gegen Deutschland — Aktuelle Entwicklungen Stand: November 2008
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»
  3. Коды номерных знаков ТС ВС России
  4. Указ Президента России № 633 от 23 июня 1995 г. «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона „Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1997 года № 515 «О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
  • Дегтярев К. СМЕРШ. — М.: Яуза Эксмо, 2009. — С. 645-705. — 736 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-36775-7

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12449

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector