Национальная платежная система: основные тезисы фз №161

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: суть правового регулирования

Нормативный акт основывается на положениях Конституции и международных договорах. Для регулирования правоотношений в НПС Правительство и государственные исполнительные органы могут принимать правовые документы в пределах своих полномочий. Аналогичным правом обладает и ЦБ.

Основные понятия

Рассмотрим ключевые термины, которые использует 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Разъяснения понятий приводятся в ст. 3:

  1. НПС. Национальная платежная система представляет собой комплекс субъектов, оказывающих услуги по переводу денег.
  2. Оператор по переводу. В качестве него выступает организация, имеющая право на осуществление перемещения денег, в том числе электронных средств и без открытия счета.
  3. Платежный банковский агент (субагент). Он выступает в качестве юридического лица, не являющегося кредитной компанией. Агентом может быть и индивидуальный предприниматель. Эти субъекты привлекаются кредитной организацией для выполнения определенных операций. Этот пункт ранее отсутствовал в 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Изменения были введены 5 мая 2014 года.
  4. Оператор системы платежей. Он является организацией, которая определяет правила работы структуры, выполняет иные обязанности, предусмотренные в нормативном акте.
  5. Оператор услуг инфраструктуры. Он включает в себя операционный, расчетный и платежный клиринговый центры.
  6. Операционный центр. Он представляет собой организацию, которая обеспечивает участникам и клиентам системы доступ к услугам перевода средств. Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161
  7. Клиринговый центр. Этот компонент системы осуществляет прием распоряжений участников об осуществлении переводов и исполнении иных действий, которые предусмотрены рассматриваемым ФЗ.
  8. Расчетный центр. Он обеспечивает исполнение принятых от участников распоряжений путем списания и зачисления средств на банковские счета, осуществляет направление подтверждений выполненных операций.
  9. Перевод денег. Он включает в себя действия оператора в пределах используемых форм безналичного расчета, связанные с предоставлением получателю средств от плательщика.

Оказание услуг

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Порядок перевода

Закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает, что оператор производит действия с денежными средствами по распоряжению плательщика либо получателя.

Данное поручение оформляется в соответствии с используемой формой безналичного расчета. Перевод осуществляется средствами плательщика. Они списываются с его банковского счета или предоставлены ему без открытия р/с.

161 ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает:

  1. Зачисление средств на счет получателя.
  2. Выдачу наличности.
  3. Учет средств в пользу получателя без открытия счета (в случае осуществления перевода электронными деньгами).

Сроки

По 161 ФЗ «О национальной платежной системе», перевод средств осуществляется в течение не более 3 дней. Исключением из данного правила являются операции с электронными деньгами.

Исчисление трехдневного срока начинается с даты списания средств со счета или со дня предоставления наличности плательщиком (если перевод осуществляется без открытия р/с). Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии

Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ.

Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов.

Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.

Окончательность перевода

Она определяется в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» в зависимости от операторов.

Если получателя и плательщика обслуживает один субъект, окончательность перевода наступает в момент зачисления денег на счет или обеспечения возможности получить наличность. Исключением является операции с электронными средствами.

Если плательщика и получателя обслуживают разные субъекты, окончательность перевода наступает при зачислении суммы на счет оператора получателя.

Информирование

Оператор, осуществляющий перевод средств, до совершения операции должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с условиями предоставления услуги. Информирование должно производиться в доступной для лиц форме. Клиенты, в том числе, получают сведения о:

  1. Размере вознаграждения и порядке его взимания, если оно предусматривается в договоре.
  2. Способе определения обменного курса, используемого при переводе инвалюты.
  3. Порядке предъявления претензий, в том числе и информации для связи с оператором.
  4. Прочих существенных данных, обусловленных применяемой формой расчета. Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Обязанности

Клиент должен предоставить оператору, производящему перевод средств, достоверные сведения для связи с ним. При изменении контактных данных субъект должен своевременно сообщить обновленную информацию. Обязанности оператора по направлению уведомлений, предусмотренных рассматриваемым ФЗ, считается выполненной при отправлении извещения в соответствии с данными, предоставленными клиентом.

Особенности электронного перевода

Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Автономный режим

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Безотзывность при переводе электронных средств

При автономном режиме она наступает в момент использования клиентом соответствующего инструмента платежа. Окончательным перевод считается после учета оператором данных, в порядке, указанном выше.

При наступлении безотзывности прекращается финансовое обязательство плательщика перед клиентом-получателем. Оператор на постоянной основе производит учет сведений об остатках электронных средств и произведенных переводах.

Они, по распоряжению клиента, могут быть зачислены на банковский счет или выданы наличными. Данной возможностью могут воспользоваться как физические лица, так и организации и предприниматели.

Операторы не имеют права начислять проценты на остаток или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Обслуживающий субъект также не может предоставлять средства для увеличения оставшейся суммы электронных денег.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zakon-n-161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme-sut-razyasneniya-kommentarii-izmeneniya.html

161-ФЗ о национальной платежной системе и карта МИР

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Платежная система МИР – отечественный продукт, разработанный с целью исключения проблем граждан РФ при осуществлении каких-либо операций, связанных с деньгами.

Законность и все тонкости работы данной платежной системы регламентируется законом 161 ФЗ. Рассмотрим суть данного законодательно документа, а также разберемся, каковы преимущества национальной платежной системы МИР и кто ею может пользоваться.

Закон о карте МИР

Сразу бы хотелось уточнить, что в законе 161 ФЗ от 27.06 2011 нет четкого указания на наименование ПС.

Но в силу того, что в настоящее время в Российской Федерации работает только одна национальная ПС – МИР, то стоит рассматривать данный законодательный документ именно в рамках использования системы МИР.

Федеральный закон 161-ФЗ регламентирует правовые и организационные основы национальной платежной системы. На основании статей 161 ФЗ осуществляется регулировка порядка оказания платежных услуг различного рода, деятельности субъектов данной ПС, а также определяются требования к реализации внедрения системы в действие и контроль за соблюдение всех предписаний самого закона 161 ФЗ.

В законе 161 ФЗ о платежной системе рассматриваются следующие аспекты:

  1. В Главе №1 находятся общие сведения о самом законопроекте. Здесь рассматривается предмет регулирования 161 ФЗ, а также основные понятия, которые используются в данном документе.
  2. Глава №2 содержи данные о порядке оказания платежных услуг. Описание всех схем работы национального платежного инструмента: перевод средств, обналичивание, электронные переводы и т.п.
  3. Глава №3 – субъекты отечественной платежной системы и требования к их деятельности. В данном разделе закона 161 ФЗ о национальной платежной системе можно найти информацию, касающуюся субъектов данной ПС и требований к их деятельности. То есть, главой 3 закона 161 ФЗ определяется, кто может предоставлять подобные услуги.
  4. Глава №4, №4,1 – требования к организации и работоспособности платежной системы. Правила ПС, участники, признание ПС действующей и пр. В главе 4.1 рассматриваются основные аспекты национальной системы платежных карт.
  5. В главе №5 можно найти сведения о том, каким образом должен осуществляться надзор за соблюдением требований закона 161 ФЗ о национальной платежной системе.
  6. В главе №6 находятся данные о порядке вступления в силу данного документа.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Именно так выглядит ФЗ 161 от 27.06 2011 о национальной платежной системе со всеми правками. Сам законопроект был подан на рассмотрение 14 июня 2011 года, а уже 27 июня он был одобрен Советом Федерации.

Цель создания национальной ПС

  • Идея создания отечественной платежной системы возникла сразу после того, как вступили в силу санкции, наложенные на работу некоторых ПС международной категории.
  • Развитие внутренней ПС позволяет беспрепятственно пользоваться платежными картами, проводить различного рода финансовые операции, не опасаясь, что они также попадут под международные санкции.
  • Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161
  • Кроме того, основными целями и задачами создания отечественной ПС, коей в настоящее время является система МИР, являются следующие аспекты:
  • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
  • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
  • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
  • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.

Кто обязан переходить на ПС МИР

Согласно закону 161 ФЗ от 2011 года отечественной платежной системой обязаны пользоваться 2 категории граждан РФ:

  • пенсионеры;
  • бюджетники – работники бюджетных учреждений, студенты и т.п.

Остальные же граждане Российской Федерации могут и не переходить на данный вид банковских услуг – это по желанию.

Достоинства платежной системы МИР

Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

  1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
  2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
  3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
  4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.
Читайте также:  Кредит в райффайзенбанке: условия выдачи денег населению

Итог

Резюмируя все вышесказанное, сделаем небольшое заключение:

  1. Закон 161 ФЗ о национальной платежной системе – это инструмент, позволяющий пользоваться отечественной банковской системой, не зависящей от иностранных компаний и санкций.
  2. В настоящее время единственной ПС государственного типа является система МИР.
  3. Согласно данному Федеральному закону 161, картой МИР, а точнее, самой системой, должны пользоваться все государственные и муниципальные предприятия. Основные пользователи ПС МИР – пенсионеры и бюджетники.
  4. Основными преимуществами национальной платежной системы МИР являются независимость, удобство, комфортные условия использования, а также наличие программ лояльности, позволяющие сэкономит средства, потраченные на оплату товаров и услуг.

Закон по карте МИР для бюджетников – это еще один шаг навстречу к финансовой независимости РФ!

Источник: https://mir-cards.ru/161-fz/

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует:

  • порядок предоставления услуг;
  • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
  • осуществляемые действия субъектов НПС;
  • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
  • процедуру по осуществлению надзора.

Состоит законодательный акт из 6 глав и 39 статей: 

  • Глава 1 заключает в себе общие положения закона — основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
  • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
  • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
  • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
  • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
  • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
  • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают: 

  • Банк России;
  • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
  • Корпорация «Внешэкономбанк».

Краткое содержание и название закона целиком претерпели внесение изменений 1 мая 2017 года.

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке.

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве.

В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года.

Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты.

Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

Ознакомьтесь  Оплата и длительность стажировки по закону

161 ФЗ ст 2

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

  • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
  • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
  • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.
  • При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.
  • 9 ст 161 ФЗ 
  • Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:
  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme/

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт.

Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Источник: https://rusfz.ru/161-fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme-poslednyaya-redaktsiya-kratko-i-tekst

Фз 161 о национальной платежной системе: как работает закон?

Федеральный закон № 161 «О национальной платежной системе» в Российской Федерации предполагает чёткое регламентирование прав и обязанностей организаций, которые предоставляют услуги по переводу денежных средств от одного участника сделки к другому.

При этом начисление производится путем использования так называемой безналичной формы. Закон был принят 25 декабря 2015 года. Тогда же в сети появилась информация о нём на ресурсе pravo.gov.ru.

С 2012 по текущий год в ФЗ проводились изменения, направленные на поддержание развития платежной системы на территории Российской Федерации.

Суть закона

Нормативные документы РФ регулируют оборот денежных средств, которые переводятся с помощью этой формы. ФЗ №161 имеет в своём тексте массу тезисов, которые касаются национальных платежей и всего, что с ними связано. Обращаясь к официальному источнику, закон содержит в себе следующие тезисы:

  • Понятия и определения, которые входят в процедуру передачи денежных средств путем использования национальной и других валют. Все эти сведения содержатся в первой главе.
  • Вторая глава включает в себя все требования, которые возлагаются на каждого участника процесса передачи той или иной денежной суммы.
  • Третья ставит задачи и дает рекомендации перед теми, кто ответственен за передачу денежных средств внутри системы.
  • В ФЗ дан перечень, который дополняется по мере принятия норм значимости национальной платежной системы. При этом нормы НПС могут быть как системными, так и социальными. Как уже было сказано ранее, перечень динамический, то есть его можно пополнять.
  • Обращаясь к 4 главе ФЗ, можно увидеть список требований, которые возлагаются на юридические лица в РФ. Те, которые желают участвовать в трансграничных системах передачи денег, обязательно должны выполнять перечисленные требования.
  • В тексте также содержатся сведения о порядке определения клиринга и формы, в которой происходят расчеты.
  • Национальная система платежей отслеживает все операции. Подробнее об этом сказано в пятой главе.
  • В последних пунктах содержится информация о том, каким должен быть порядок существования гарантийного фонда. Использование средств из него тоже регулируются настоящим ФЗ.
Читайте также:  Достопримечательности монако: самые интересные места страны

Что такое национальная платёжная система

ФЗ говорит о том, что национальная платёжная система в РФ включает в себя несколько банков, которые создают и продвигают свои карты с нанесенным логотипом российской системы платежей.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161

На территории Российской Федерации имеется огромное количество финансовых учреждений. Все они имеют полное право вступить в национальную платёжную систему.

  Это возможно только в том случае, если они являются резидентами РФ. За последние годы перед государством возникает серьёзная потребность в альтернативе международных систем по типу VISA и Mastercard.

Субъектами системы платежей на территории Российской Федерации являются:

  • Оператор, владеющий рычагами управления платежной системы. Организация, которая предоставляет услуги по переводу денежных средств от одного лица к другому, является оператором.
  • Еще одним важнейшим субъектом числится так называемый государственный оператор. Опираясь на вторую статью настоящего ФЗ, можно сделать выводы, что этими субъектами являются все банки, имеющие соответствующую лицензию.
  • Оператор, владеющий электронными возможностями передачи денежных средств.
  • Платежный агент или банк.
  • Агенты, обладающие платежеспособностью.
  • Еще одним участником считается Федеральная почтовая служба.

Что нужно знать перед тем, как вступать в НПС

Все банки, которые имеют с клиентами определенную договорённость, могут осуществлять переводы внутри системы платежей.

Статья 14 допускает участие не только банка, но ещё и Федеральной почтовой организации. Перевод осуществляется на основе распоряжений. Клиентами являются отправитель денежных знаков и их получатель.

Денежные средства могут быть начислены либо на банковский счёт, либо в наличной форме.

Юрист Овчаров Роман Александрович.

Источник: https://zakonoproekty.com/news/fz-161-o-natsionalnoy-platezhnoy-sisteme/

Закон о национальной платёжной системе России

   В 2011 году в России был принят федеральный закон №161 «О национальной платёжной системе» (НПС).

Документ призван упорядочить процедуру переводов и иных транзакций с электронными деньгами, создавая правовые условия для качественного обслуживания граждан и юридических лиц.

Он закрепляет правовые и организационные основы деятельности НПС и её субъектов, утверждает порядок выполнения платёжных операций и проведение надзорной деятельности.

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161Закон о национальной платёжной системе

Основные положения закона

Закон №161-ФЗ определяет, что такое национальная платёжная система и вводит понятие «значимые платёжные системы». В документе указан перечень всех субъектов НПС, а также закреплены их обязанности и функции. Впервые на законодательном уровне утверждены понятия «электронное средство платежа» и «электронные денежные средства» (ЭДС).

В федеральном законе прописан механизм осуществления платёжных услуг:

  • общий порядок денежных переводов;
  • специфика переводов, выполняемых по требованию получателя;
  • особенности переводов электронных денег;
  • механизм выполнения распоряжений клиентов;
  • порядок применения электронных средств.

Надзорные функции в НСП возложены на Центробанк. Закон регламентирует механизм контрольно-надзорной деятельности регулятора и указывает меры принуждения, используемые при несоблюдении поднадзорным субъектом требований №161-ФЗ.

С полным текстом закона можно ознакомиться по ссылке

Плюсы и минусы закона

Принятие №161-ФЗ позволило навести порядок в сегменте моментальных электронных платежей и определило статус субъектов рынка. Норма установила единые правила работы для всех игроков, в том числе небанковских кредитных организаций (НКО), чей правовой статус определен Инструкцией ЦБ РФ №137-И.

Одновременно закон породил ряд противоречий и проблем, которые вызвали озабоченность рыночных участников. Среди них:

  • идентификация выгодоприобретателей;
  • необходимость установления назначения перевода;
  • отсутствие законодательно определенной процедуры получения статуса оператора по переводу ЭДС;
  • различный характер решения вопроса выплаты налогов с помощью ЭДС для физических и юридических лиц;

Банковское сообщество обеспокоено обязанностью возмещать пользователю сумму транзакции, выполненной без его согласия. Это накладывает на операторов обязанность расследования фактов краж электронных средств и создает предпосылки для мошеннических действий с целью компенсации суммы операции, якобы проведенной без разрешения клиента.

Новые поправки 2019 года

Депутаты Госдумы 28 июля 2019 года приняли в окончательном чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в №161-ФЗ. Корректировки касаются деятельности субъектов НСП и могут всерьёз повлиять на рынок электронных платежей.

Право ЦБ ограничивать величину комиссий банков при оплате карточками

Закон наделяет Центробанк правом самостоятельно утверждать предельный размер комиссий по эквайрингу при оплате банковскими карточками, изменить который финучреждения будут не вправе.

Аналитики считают, что принятие этой нормы стало следствием неспособности банков и ритейлеров прийти к компромиссу.

Идею сократить банковские комиссии в феврале публично одобрил и президент, охарактеризовав их как «квазиналог для бизнеса».

Наличие права ЦБ РФ устанавливать максимальную комиссию может сделать сговорчивее банкиров и продавцов, чьи интересы противоположны. Первые утверждают, что нынешние комиссии (1-3%) позволяют совершенствовать финансовые продукты, вторые говорят о высоких издержках, вынуждающих компенсировать их повышением цен.

Ограничение на пополнение e-кошельков без идентификации

Поправки к №161-ФЗ ограничивают возможность пополнения электронных кошельков без выполнения идентификации. Теперь чтобы внести средства на анонимный кошелек необходимо использовать банковский счет. Это означает, что клиенты популярных сервисов «QIWI Кошелек», Яндекс.Деньги, VK Pay, WebMoney и других не смогут вносить средств в офисах операторов и с помощью платежных терминалов.

Изменения затронут около 10 млн обладателей неидентифицированных кошельков.

Представители QIWI выразили недоумение по поводу необходимости новшеств, так как ранее поправки в закон о НПС уже серьёзно ограничили функции анонимных кошельков. В 2014 году был установлен лимит в 15 тыс.

рублей и ограничены переводы на другие кошельки. Сейчас они могут использоваться только для оплаты за товары и услуги российских компаниях.

Обязанность международных платёжных систем работать по российским законам

Проект закона предусматривает введение новых требований к российским дочерним подразделениям международных платежных систем (МПС). Им запрещается прекращать выполнение расчетов по карточкам коммерческих банков, попавших в санкционный список.

Позиция авторов законопроекта

Поддержанные Госдумой поправки позволят защитить граждан страны в случае введения антироссийских санкций США или Евросоюза. Если они остановят работу своих платёжных систем, и миллионы соотечественников при нынешнем состоянии законодательства не смогут пользоваться карточками Visa и MasterCard.

По словам одного из авторов документа, главы думского комитета по финрынку А. Аксакова, до принятия изменений платёжные системы при выполнении транзакций между российскими и иностранными банками основывались на зарубежном законодательстве. В случае нарушения российских норм у регулятора не существовало правовых механизмов для влияния на нарушителей.

В Центробанке поддержали документ, подчеркнув, что российские «дочки» зарубежных компаний должны выполнять требования российского законодательства. Это станет гарантией обеспечения защиты интересов граждан, отечественного бизнеса и всей финансовой инфраструктуры.

Перспективы международных платежных систем на российском рынке

Трактовка понятия «иностранная платежная система» предусматривает исключение из этой категории МСК, которые зарегистрированы в Центробанке. Такие субъекты обязаны подчиняться правилам, распространяемым на обычные платёжные системы. Однако и эти операторы по собственной инициативе не смогут вводить критерии приостановления и прекращения участия в платёжной системе.

Указанные новшества вынуждают присутствующие на российском рынке международные платёжные системы корректировать деятельность своих дочерних подразделений. По состоянию на июль 2019 года дочерние структуры, находящиеся в реестре операторов ПС Центробанка, есть у Visa, JCB, MasterCard, ChinaUnionPay и других компаний.

Как технически реализовать задачу продолжения работы в России при объявлении санкций пока точно не знают головные компании, их российские подразделения и партнёры. Один из вариантов - продажа «дочек» Центробанку или не связанным с их бизнесом российским компаниям.

Это позволит обойти санкции и одновременно выполнить новые требования законодательства РФ. При этом ряд экспертов, в том числе управляющий партнер инвестиционной компании EXANTE А.

Кириенко считают, что МПС скорее просто уйдут с отечественного рынка, нежели будут продавать свои активы.

В числе других предложений выдача банками дублирующих карточек для расчётов за границей, либо выпуск «пластиков» с двумя разными чипами для работы в РФ и за рубежом.

Главное опасение экспертов вызывает возможное прекращение работы карт Visa и MasterCard, на которые приходится до 90% рынка. Также существует риск ограничения приема карточек отечественных банков на территории иностранных государств, а зарубежных финучреждений в России.

Почему Сбербанк блокирует карты за перевод денег?

Меры ответственности

Чтобы привести внутренние правила в соответствие с обновленными требованиями у МПС есть 180 дней с момента вступления в силу поправок. Все противоречащие закону правила будут признаны недействительными. Это означает, что после истечения данного срока приостановка расчетов любого отечественного банка станет квалифицироваться как нарушение.

В этом случае Банк России вынесет предписание устранить нарушение. Если оно не будет выполнено российское дочернее подразделение МПС исключат из реестра операторов платёжных систем, что означает запрет деятельности ПС на территории России. При этом уже эмитированные карты, принадлежащие запрещенной в России системе, продолжать функционировать через НСПК.

Читайте также:  Бизнес-идея без вложений: заработок на алиэкспресс

Как утверждают эксперты, изменить свои правила в соответствии с требованиями регулятора у Visa, MasterCard нет возможностей, так как дочернее подразделение чисто юридически не может игнорировать требования головной компании.

Вопросы — ответы

Как будет решен вопрос с интеллектуальной собственностью МПС?

Всеми интеллектуальными правами владеют головные организации ПС, которые передаются банкам в рамках взаимодействия с зарубежной организацией. Порядок урегулирования интеллектуальных прав в проекте закона не указан.

  • Почему введено правило пополнения e-кошелька со счета в банке?
  • Использование банковского счёта позволит установить личность плательщика и даст возможность заблокировать его счёт в случае подозрения в осуществлении противоправной операции.
  • Кто и почему предложил ввести запрет на пополнение электронных кошельков через платёжные терминалы?
  • Поправки инициированы Росфинмониторингом с целью борьбы против распространения наркотиков и предотвращения фактов терроризма.
  • Существует ли возможность работать на отечественном рынке у российских «дочек» МПС в случае их исключения из реестра ЦБ?

Они могут пройти регистрацию, получив статус иностранных платежных систем. Банкам, пожелавшим выпускать карты, необходимо зарегистрироваться в качестве операторов ИПС и эмитировать их только для себя.

Новый закон о страховании жилья №320 -ФЗ

Источник: https://mosad.online/zakon-o-natsionalnoy-platyozhnoy-sisteme/

Комментарий Закона № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

Мы уже рассмотрели вопросы:

В этой статье я постараюсь дать комментарий особенностей Закона «О национальной платежной системе». Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Национальная платежная система: основные тезисы ФЗ №161С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент — физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и  без использования своего банковского счета (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой. Необходимо, чтобы одним из участников расчетов было физическое лицо, использующее электронные средства платежа (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Особенности операций с электронными деньгами

Законом № 161 — ФЗ (с учетом изменений, внесенных Законом № 110-ФЗ) установлены следующие особенности операций с электронными деньгами:

  1. Максимальная сумма перевода не может превышать 200 000 рублей.

  2. При превышении установленного лимита перевод электронных денежных средств не осуществляется.

    • Перевод электронных денег осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации.
    • В случае проведения идентификации клиента — физического лица ему открывается счет, остаток электронных денежных средств на котором в любой момент не может превышать 600 000 рублей.
  3. Анонимность, привлекавшая пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 000 рублей, общая сумма переводимых электронных денежных средств — 40 000 рублей в течение календарного месяца.

  4. Использование электронного средства платежа клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денег.

    Указанное электронное средство платежа является корпоративным.

    Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 200 000 рублей на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

    В случае превышения указанной суммы оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

  5. Организации обязаны сообщать в налоговую инспекцию о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные деньги (т.е. как и при открытии банковского счета).

  6. С 1 октября 2011 года организации и индивидуальные предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

    ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

Предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

Источник: http://advocatshmelev.narod.ru/elektronnye_dengi-zakon_o_natsionalnoy_platezhnoy_sisteme-kommenteriy.html

Обзор закона об Антифроде 167-ФЗ (изменения в 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и связанные федеральные законы)

30 мая 2017 года депутатами
Аксаковым А.Г. и Емельяновым М.В. внесен на рассмотрение в Государственную Думу
в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части
противодействия хищению денежных средств)».

05.06.2018 законопроект принят в третьем чтении. Ниже приведен его обзор.

В ходе рассмотрения законопроект претерпел существенные изменения, но суть борьбы с мошенническими переводами осталась.

Изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Изменения статей 8 «Распоряжение
клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения» и 9 «Порядок
использования электронных средств платежа».

В случае обнаружения банком признаков несанкционированного перевода денежных средств (фрод), он обязан:

  • на срок не более 2-х рабочих дней приостановить исполнение
    платежа;
  • заблокировать клиентское электронное средство платежа (ЭСП);
  • проинформировать клиента о блокировке;
  • дать рекомендации по снижению риска возникновения аналогичных ситуаций;
  • незамедлительно запросить у клиента подтверждение для возобновления проведения платежа.

Банк обязан при получении от клиента подтверждения о том, что перевод легальный, незамедлительно возобновить проведение платежа и разблокировать клиентское ЭСП, при неполучении — разблокировать платеж и ЭСП по истечении 2-х рабочих дней.

Признаки
фрода устанавливаются ЦБ и публикуются на сайте. Дополнительно признаки фрода устанавливаются банком в рамках системы управления рисками.

Подробно описан
порядок действий банков в случае получения уведомления от клиента о
несанкционированном доступе к ЭСП:

  • Банк плательщика предпринимает
    действия по приостановлению платежа, обратившись в банк получателя по форме и в порядке, установленном ЦБ.
  • Банк получателя при получении уведомления в случае, если зачисление средств на счет получателя не произошло:
    • Приостанавливает
      зачисление средств на счет получателя на срок до 5 рабочих дней.
    • Незамедлительно уведомляет получателя о приостановке и запрашивает от него подтверждающие документы.
    • В случае предоставления получателем подтверждающих документов — возобновляет платеж.
    • В случае непредоставления в течение 5 рабочих дней — возвращает средства в банк плательщика для возврата плательщику.
  • Банк получателя при получении уведомления в случае, если зачисление средств на счет получателя уже произошло уведомляет об этом банк плательщика по форме и в порядке, установленном ЦБ.
  • Банки не несут ответственности перед клиентом в случае надлежащего исполнения установленных обязанностей по приостановлению и возврату платежа.

Комментарий автора: Изменения для защиты клиентов полезные — дропперам станет сложнее заниматься их незаконной деятельностью. А вот в ситуации, когда был взломан сам банк, не помогут.

Изменения в статью 27 «Обеспечение
защиты информации в платежной системе»

Устанавливается обязанность
банков по реализации установленных ЦБ мер по противодействию
несанкционированным переводам.

ЦБ ведет базу данных о попытках фрода. Устанавливается обязанность операторов отправлять в ЦБ информацию о попытках фрода и право операторов получать у ЦБ собранную им информацию из базы. 

  • Такой обмен информацией между ЦБ и
    Операторами не является нарушением банковской тайны.

  • Комментарий автора: Раньше банки обменивались с FinCERT по собственной инициативе, а теперь будут обязаны предоставлять информацию о фроде в ЦБ.

  • Также вносятся изменения: 

— Встатью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» — об обмене
информацией между ЦБ и банками в случаях, предусмотренных в 161-ФЗ.

— В Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» — Центробанку предоставляется право устанавливать по согласованию с ФСБ и ФСТЭК обязательные требования по защите информации для кредитных и некредитных финансовых организаций (участники рынка ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, организаторы торгов, НПФ, МФО, ломбардов и т.п.).

ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

Комментарий автора:
 
В свете изменений банкам нужно:

  • оценить риски несанкционированных переводов и разработать свои критерии определения фрода;
  • внедрить механизмы для обнаружения и блокировки фродовых платежей на основании критериев ЦБ и собственных критериев;
  • внести изменения в договоры об использовании
    электронного средства платежа (клиент-банк, мобильный банкинг, пластиковые карты и т.п.) насчет блокировок при обнаружении фрода и обязанностей по возврату средств.

А некредитным финансовым организациям вместе в банками надо начинать готовиться к выполнению требований ГОСТ 57580.1-2017. С момента вступления ФЗ в силу требования ЦБ в сфере защиты информации становятся обязательными для участников финансовых рынков. Раньше таких полномочий у ЦБ не было.

Анализ
законопроекта в первоначальной редакции при внесении в Госдуму от Алексея Лукацкого. 

Алгоритм действий банка в случае инцидентов в ДБО согласно
закона РФ от 27 июня 2018 №167-ФЗ от Валерия Естехина.

Обновление от 24.09.2018

Источник: http://nos313.blogspot.com/2017/06/161.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector