Те, кто пугал нас в детстве: 3 культовых маньяка из классики хорроров

Что вас пугало в детстве? Я вот до одури боялся пауков и темноты. Сейчас, к счастью, все эти страхи давно позади, но в детстве они не давали мне покоя. И если с пауками ещё можно было справиться каким-то образом (скажем, тапком или криком: «Мам, пап!»), то противостоять темноте было куда сложнее. А если ещё к ней прибавлялось воображение, то хоть караул кричи — приходилось спать с включённым светом.

Но что влияло на воображение? Конечно, образы. Где-то что-то увидел, услышал, прочитал, додумал — и пожалуйста, в углу комнаты уже видишь что-то непонятное и страшное. Но даже от этого можно было отмахнуться. Куда страшнее было представлять там кого-то конкретного. Кого-то, чей образ давно сформирован и кого ты видел, можно сказать, вживую. Я говорю о тех, кто внушал нам страх с телеэкранов, — Фредди Крюгере, Джейсоне Вурхизе и Майкле Майерсе. Кто-то заставал их по телевизору, кто-то смотрел на кассете с гнусавым переводом. Вполне вероятно, что они и сейчас способны вас напугать, но только в своём первозданном исполнении. О них мы сегодня и поговорим. Вспомним, кто это такие, и разберёмся, что же с ними стало сейчас.

Фредди Крюгер

Те, кто пугал нас в детстве: 3 культовых маньяка из классики хорроров

  • Франшиза: «Кошмар на улице Вязов».
  • Годы выхода первого и последнего фильмов: 1984 и 2010.
  • Оценка на IMDb первого и последнего фильмов: 7,4 и 5,2.
  • Оценка на «Кинопоиске» первого и последнего фильмов: 7,7 и 5,7.

«Раз, два, Фредди заберёт тебя,

Три, четыре, запирайте дверь в квартире»

Итак, Фредди Крюгер. Наверное, когда вспоминаешь старые фильмы ужасов о различных маньяках, его имя приходит на ум в первую очередь. Но кто это?

Фредди Крюгер, до того как стал знаменитым маньяком, был человеком, чья биография соткана по лекалам «идеального серийного убийцы». Женщина, родившая мальчика, была монахиней, подрабатывающей в психиатрической лечебнице для преступников. И однажды с ней произошло страшное: по нелепой случайности она осталась запертой в комнате с сотней убийц, маньяков и других изуверов, содержащихся в этой больнице. Они держали женщину в плену несколько недель, регулярно подвергаю насилию. Собственно, вся эта сотня и стала отцами будущего монстра. После произошедшего женщина сошла с ума, а мальчик сразу же после рождения был отдан в приют. Спустя какое-то время маленький Фредди попал в приёмную семью, где систематически подвергался побоям и унижениям.

Мальчик со школьного возраста проявлял странные наклонности: резал себя для удовольствия и издевался, а затем убивал мелких животных. Из-за этого одноклассники и окружающие его не принимали и дразнили, называя «выродком сотни маньяков».

Первой жертвой Крюгера стал его отчим, который в очередной раз пришёл преподать урок непутёвому приёмному сыну. Но Фредди сумел дать отпор и зарезал отчима опасной бритвой. Улик против мальчика не было, поэтому наказания удалось избежать. Вот только это стало самым началом.

Повзрослев, Фредди устроился на работу, обзавёлся семьёй и дочкой, что, увы, не изменило его сущность. Дабы утолить свою жажду, Крюгер похищал маленьких детей на улице Вязов и убивал их в котельной, где работал. Спустя время об этом узнала жена, из-за чего Фредди убил и её на глазах у дочери.

½

2/2

Полиция, хоть и поймала маньяка, предав дело огласке, из-за глупейшей бумажной ошибки отпустила его на свободу без суда. Но тогда родители всех погибших детей попросту устроили самосуд: они закидали котельную, где прятался Крюгер, «коктейлями Молотова» и заживо сожгли негодяя. Так бы и закончилась эта история, но в дело вмешались потусторонние силы, а именно демоны сна, предложившие Крюгеру обменять его душу на сверхъестественные способности и возможность отомстить. На такое Фредди, конечно же, согласился. Теперь он обладал силами, благодаря которым существовал вне реальности, в мире снов, где и продолжил заниматься своим любимым делом — убийством детей на улице Вязов. Он проникал в сны подростков, где доводил их до отчаяния, а затем убивал. Ну а погибая во сне, ты умирал и в реальности…

После этих событий начинается действие первого фильма, где мы все и познакомились с образом этого харизматичного маньяка, обожающего чёрный юмор.

 Но если первая часть наводила ужас, вызывая восторг своей самобытностью и оригинальностью, то последняя вышла пустышкой, позиционирующейся как переосмысление и перезапуск любимой классики. Фильм просто стал беззубым подростковым ужастиком. 

Всё, что вы представили после слов «подростковый ужастик», совершенно точно было в этом фильме: незапоминающиеся персонажи, которые нужны были лишь для того, чтобы их убили; сценарий, который не добавлял ничего нового, а лишь коверкал оригинал; и, в конце концов, сам Крюгер, превратившийся из харизматичного психопата в очередного безликого и плохо сделанного подражателя.

На данный момент новости о выходе новой части, перезапуска или чего-то подобного ходят давно, но сам актёр Роберт Инглунд, сыгравший Крюгера в семи фильмах, в 2023 году высказался о возвращении к любимой роли следующим образом:

«Я слишком стар и толст, чтобы играть Фредди сейчас. Я просто больше не могу снимать сцены драк больше одного дубля, у меня больная шея, спина и артрит правого запястья».

Что будет дальше с франшизой и образом? Увы, неизвестно.

Джейсон Вурхиз

  • Франшиза: «Пятница 13-е».
  • Годы выхода первого и последнего фильмов: 1980 и 2009.
  • Оценка на IMDb первого и последнего фильмов: 6,4 и 5,5.
  • Оценка на «Кинопоиске» первого и последнего фильмов: 6,3 и 5,9.

«Добро пожаловать в лагерь “Хрустальное озеро”»

Джейсон Вурхиз, или просто Джейсон, — убийца в хоккейной маске, которая стала одним из самых узнаваемых символов жанра.

В возрасте 15 лет Памела Вурхиз родила сына, которого назвала Джейсоном. Мальчик появился на свет с гидроцефалией — заболеванием, которое характеризуется избыточным скоплением жидкости в желудочковой системе мозга. Впоследствии болезнь лишь прогрессировала, поэтому недуг изуродовал мальчика и внешне: его глаза располагались на разной высоте, а один и вовсе постоянно косил в сторону. Челюсть сформировалась криво, из-за чего развились неправильный прикус и выраженная деформация.

Несмотря на всё это, мать души не чаяла в собственном ребёнке. Она оберегала его от любых напастей и издёвок, одаривая бесконечной опекой. Поэтому Джейсон почти не выходил на улицу, не учился в школе, а был на домашнем обучении, но совсем скоро из-за постоянно прогрессирующей болезни и вовсе перестал усваивать учебный материал.

В какой-то момент Памеле предложили работу повара в лагере «Хрустальное озеро», где среди детей и подростков Джейсону не находилось места, ведь никто не хотел с ним водиться. Но однажды, а именно в пятницу 13-го, устав от такого отношения, мальчик решил доказать всем, что ничуть не хуже. Он тайком от матери пробрался к озеру и поплыл, где, к сожалению, и утонул. Памела, узнав об этом, обвинила в случившемся вожатых, не уследивших за её сыном. Трагедия оказала на девушку такое сильное влияние, что у неё стала развиваться шизофрения, и со временем Памела стала слышать голос погибшего сына, наказывающий ей убивать, чем она и занялась спустя год. Своими руками она убила всех вожатых, повинных, по её мнению, в смерти маленького Джейсона.

½

2/2

Полиции не удалось узнать, кто убил подростков, но лагерь «Хрустальное озеро» закрыли. Памела же несколько раз срывала последующие открытия лагеря, устраивая там пожар или отравляя воду. Но уже в 1980-м, спустя 23 года после смерти Джейсона, была предпринята очередная попытка открыть лагерь. Об этих событиях и повествует первая часть франшизы «Пятница 13-е».

Существует распространённое мнение, что с первого же фильма Джейсон принимал активное и непосредственное участие в убийстве подростков, вот только это не так, ведь там главным убийцей является как раз мать Джейсона Памела. И уже в конце этого фильма мы узнаём страшную правду: Джейсон не утонул тогда в озере, а жил в близлежащем лесу. И после того как стал свидетелем смерти матери, он взялся за кровавое дело. А свою каноническую маску Джейсон надел лишь к третьей части.

Вообще, вся история о непростой судьбе Джейсона довольно трагична. Она заставляет задаться вопросом и порассуждать, что было бы, если бы он не утонул. А что, если бы нашлись люди, сумевшие наладить с ним отношения? Тогда бы и Памела была жива, и многое бы изменилось, но такого, увы, не произошло. И бедный больной мальчик с тяжёлой судьбой и заболеванием в итоге стал тем, кем мы все его знаем, а именно убийцей в хоккейной маске с мачете.

Первый фильм считается классикой слэшеров и во многом популяризировал этот жанр, а сам образ Джейсона — один из самых узнаваемых среди киношных маньяков.

И если первую часть вспоминают как неустаревающую классику об убийстве подростков, то последняя… всё так же и осталась слэшером об умирающих и совокупляющихся то тут, то там подростках.

На самом деле ничего плохого не могу сказать о последнем фильме — он рассказывает новую, но в то же время знакомую историю, вобравшую в себя отдельные элементы первых четырёх частей франшизы. Какие-то канонические моменты были изменены, и авторы постарались придать больше глубины прошлому Джейсона, чтобы зрители увидели в нём жертву. Сам же маньяк стал подвижнее и быстрее, что позволило ему ещё эффектнее избавляться от подростков. А множество визуальных эффектов без использования компьютерной графики гарантировало нужную степень кровавости и зрелищности.

½

2/2

Фильм не был откровением, но и громким провалом, если сравнивать с «Кошмаром на улице Вязов», не стал, собрав приемлемую кассу и смешанные отзывы. Только это всё равно не позволило снять продолжение, хотя попытки и предпринимались. Да чего уж там, попытки предпринимаются до сих пор, и недавно был официально анонсирован сериал по вселенной. Но пока он не вышел, последнее полномасштабное появление убийцы в хоккейной маске состоялось в фильме 2009 года.

Майкл Майерс

  • Франшиза: «Хэллоуин».
  • Создатель: Джон Карпентер.
  • Годы выхода первого и последнего фильмов: 1978 и 2022.
  • Оценка на IMDb первого и последнего фильмов: 7,7 и 5.
  • Оценка на «Кинопоиске» первого и последнего фильмов: 7 и 5,2.

«Когда ты видишь его, уже слишком поздно»

Уверен, при прочтении имени Майкла Майерса у тех, кто знаком с этим персонажем, в голове сразу начинает играть заглавная тема всей франшизы…

Что ж, Майкл, являясь всеотцом образа молчаливого зла, убийцы-одиночки, имеет самую скудную на факты биографию. Известно, что он воспитывался в полной и обеспеченной семье и у него была старшая сестра. Если ограничиваться только официальными фильмами, то, помимо этого, нам не поведают никаких подробностей. 

Но если же обратиться к альтернативным сценам или официальным новеллизациям первых фильмов, мы узнаем, что мальчика с раннего возраста беспокоили голоса в голове, приказывающие ему сделать то или иное, а также говорящие о том, что ненавидят людей. Майкла беспокоили кошмары, в которых он видел изуродованного мальчика, убившего свою возлюбленную в канун Самайна, позже получившего название Хэллоуин. И эти сны (либо же видения) оказали на мальчика большое влияние. Ещё в альтернативных сценах родители за любую провинность запирали Майкла в тёмной комнате, заключая в кандалы. Последнее, насколько мне известно, не считается каноном, но факт интересный.

Первое убийство Майкл совершил в возрасте шести лет в ночь на Хэллоуин — его жертвой стала родная сестра, которая в отсутствие родителей должна была приглядывать за младшим братом. Вот только девушка предпочла этому развлечения со своим парнем. Как именно они развлекались, видел маленький Майкл, подглядывающий за ними, — он был одет в костюм клоуна с маской. После того как парень сестры ушёл, Майкл с заднего входа зашёл на кухню, взял большой нож, впоследствии ставший неотъемлемой частью образа, поднялся к сестре и зарезал её, ударив ножом в грудь и живот множество раз. Затем он вышел на улицу и стал ждать возвращения родителей, а также прибытия полиции.

½

2/2

После этого мальчика отправили в психиатрическую лечебницу, но спустя 15 лет он сбежал и начал наводить ужас в родном маленьком городке.

Итак, история о первом убийстве и периоде в психлечебнице рассказывается в самом начале первой части франшизы, так что дополнительные сведения собираются из будущих проектов по крупицам, но их действительно мало. Что примечательно, Майкла часто называют самым настоящим злом, тем самым первородным. Убийца в маске и с кухонным ножом всегда был безмолвен и убивал тех, кто просто оказался рядом. Именно таким и создавал его Джон Карпентер.

Франшиза вышла очень неровной. После нескольких частей выходил фильм, игнорирующий события прошлых, который стал продолжением оригинала. Потом появились мистические добавки с использованием Некрономикона, а сам Майкл стал сверхъестественной сущностью, затем последовал перезапуск от Роба Зомби, который попытался придать веса предыстории Майерса. 

Все они делали ставку на разные нюансы истории, и потому фанаты никак не могут определиться, какие из номерных частей считать удавшимися, а какие — нет, да и с понятием канона здесь всё не так однозначно. Но все определённо сходятся в том, что первый фильм — эталонный как для серии, так и для жанра. Критиков он не впечатлил, но после того как лента собрала феноменальную кассу и пришлась по душе обычным зрителям, им пришлось переписывать рецензии и пересматривать взгляды на картину.

Что же касается последнего появления, то Майклу, если сравнивать с Фредди и Джейсоном, повезло больше всех. С 2018 по 2022 год вышла целая трилогия, продолжение оригинальной картины 1978-го. Первый фильм трилогии, изначально вызвавший здоровый скепсис своим анонсом, в итоге удивил многих: отличные сборы, хорошие отзывы критиков, называющих картину отличным, крепким и пугающим возрождением культового злодея. Сборы также не подкачали, поэтому информация о продолжении не заставила себя долго ждать, чему многие обрадовались. 

Казалось, что наконец хоть кто-то снял удачное возрождение классики слэшеров. Но с выходом второй части оптимизма поубавилось. Все хвалили игру персонажей, съёмку и просто до одури творческий и красочный подход к изображению убийств. Чего стоит начальная сцена с пожарными, где Майкл действительно выглядит как непобедимое, всеобъемлющее, неотвратимое зло. Вот только сценарий и нехватка новых идей, а также откровенная глупость почти каждого персонажа не играли картине на руку. Концовка и вовсе чётко дала понять, что Майкл уже не в переносном смысле стал злом, окутавшим маленький городок. Образу маньяка придали сверхъестественный характер, что не понравилось многим фанатам. 

Финал трилогии и вовсе был разгромлен в пух и прах. Как говорится, начали за здравие, а закончили за упокой — глупо и безыдейно слитый финал. Я сам смотрел его на перемотке, потому что после первых 20 минут не мог не закатывать глаза и не вздыхать, потому что ну как вообще так можно было? Один из худших просмотренных мной слэшеров.

После такого громкого провала вряд ли кто-то в ближайшее время возьмётся за эту историю вновь. Здесь у Фредди и Джейсона шансов куда больше.

Жаль, что у таких знаковых персонажей и серий сейчас не всё хорошо. Но, может, оно и к лучшему? Учитывая не очень радужную тенденцию по некачественному возрождению каких бы то ни было классических франшиз, может, неплохо, что до них не доберутся. Ну а бессмертную классику и так никто не запрещает пересматривать, верно? 

Источник: cybersport.ru